Роснефть пытается добиться вывода всей российской нефтегазовой отрасли из-под антиофшоров
- 08-01-2014
Задачу деофшоризации российской экономики поставил президент Владимир Путин прошлой осенью в послании к Федеральному собранию. Законопроект о КИК должен дать Минфину возможность взимать налоги с прибыли российских компаний, которая формируется в офшорах.
Министерство с начала года пытается найти компромисс с бизнесом, как это сделать.
В среду на совещании под председательством Владимира Путина глава Минфина Антон Силуанов заявил, что налогообложение прибыли только в двух самых популярных у российских компаний офшорных юрисдикциях — на Кипре и в Нидерландах — могло бы дать в бюджет дополнительно 30 млрд руб. в год. В то же время Минфин и так собирается сформировать особый подход к прибыли КИК, если она связана "с активной экономической деятельностью за рубежом". Подход основан на отдельном учете пассивных и активных доходов, налоговую базу по последним можно уменьшать за счет расходов.
На особом подходе настаивает Минэкономики, которое опасается, что рост административной и налоговой нагрузки негативно повлияет на конкурентоспособность российских компаний на мировом рынке, заявил "Ъ" заместитель главы ведомства Сергей Беляков. В то же время он добавил: "В министерстве не считают, что для отдельных компаний должны быть особые условия". В Минфине актуальную позицию не предоставили. Опрошенные "Ъ" крупнейшие российские нефтегазовые компании предпочли ситуацию не комментировать.
Зато глава РСПП Александр Шохин заявил "Ъ", что ассоциация выступает за вывод целого ряда компаний и целых отраслей из-под действия законопроекта о КИК. "Мы предлагаем не делить операции на активные и пассивные и доналогооблагать нераспределенную прибыль любой компании — это позволит максимально упростить администрирование,— сказал он.— Но при этом в ряде случаев налогообложение нераспределенной прибыли снижает для компании возможности активных инвестиций". Поэтому сейчас РСПП обосновывает список компаний, у которых за рубежом преобладают активные операции,— это компании нефтегазового, горно-металлургического секторов, а также фрахтовые и, возможно, финансовые компании (чтобы дочерние структуры российских банков за рубежом под КИК тоже не подпадали).
"Подход "Роснефти" или РСПП к этому вопросу в любом случае означает дискриминацию по отношению к другим налогоплательщикам, которые не получат эту, по сути, налоговую льготу в виде вывода из-под действия закона,— полагает партнер DS Law Олег Понамарев.— Ведь речь идет о том, чтобы исключить из-под действия закона крупнейшие российские компании, перенеся налоговую нагрузку на средний бизнес". По его мнению, сначала правительству нужно научиться администрировать наиболее крупный бизнес с точки зрения ухода от налогов, а затем переносить эту практику на средний бизнес.