При создании Банка качества нефти в России нужно полностью учесть все возможные последствия для отрасли
- 04-04-2013
По мнению Дарьи Козловой, фундаментально цена сорта нефти зависит от корзины получаемых из нее нефтепродуктов. Это и должно определять дисконт менее качественной смеси Urals по отношению к BFOE. Однако на стоимость российского сорта влияют и другие факторы: изменение объемов и направлений поставок, изменение объемов поставок замещающих сортов.
Предоставление льгот по НДПИ для выработанных месторождений стимулировало увеличение добычи в Урало-Поволжье, где большая часть нефти как раз приходится на сорта низкого качества, либо высокосернистые, либо высокой плотности. Часть новых льготируемых объектов также приходится на нефти аномальных свойств. К примеру, большая часть запасов месторождений ЯНАО и севера Красноярского края, которые недавно получили льготы по экспортной пошлине и НДПИ, приходится на нефти высокой плотности, более 890 кг/м3.
В мировой практике, как правило, применяется механизм финансовых компенсаций и изъятий в зависимости от качества нефти относительно выбранного маркерного сорта. По словам Дарьи Козловой, полностью применить иностранный опыт в российской практике будет сложно. «В тех же США и Канаде трубопроводная инфраструктура организована по линейному принципу, то есть каждый отдельный нефтепровод имеет, как правило, один или весьма ограниченное количество конечных пунктов сдачи. Система «Транснефти» имеет огромное количество точек входа и выхода, что сильно осложняет учет качества нефти», - отметила она. Другой проблемой является несовершенство системы учета на месторождениях: качество нефти существенно варьируется по пластам.
Основные выводы эксперта: введение Банка качества нефти в России должно быть полностью оценено с учетом всех возможных последствий для отрасли. «Теоретически Банк качества может стимулировать компании перерабатывать менее качественное сырье на НПЗ внутри страны, а легкую нефть отправлять на экспорт. Но существуют и другие механизмы поддержания качества в системе «Транснефти». Это выделение отдельных премиальных экспортных направлений (ВСТО, БТС-2), стимулирование закачки газового конденсата в трубу», - считает Дарья Козлова.