Нефтяники просят новых льгот для "трудной нефти"
- 05-23-2014
— Некоторые запасы углеводородов не интересуют крупные компании, зато их смогут эффективно разработать небольшие. Именно они, а не нефтяные мейджоры, стояли у истоков сланцевой революции в США. Нужно пересмотреть роль нефти как государственного достояния, — сказал он, выступая на панельной сессии «Новые технологии добычи углеводородов: потенциал использования в России».
По словам Григория Выгона, главы Энергетического центра «Сколково», точка безубыточности добычи «трудной» нефти Баженовских свит из-за высокой налоговой нагрузки на сектор ниже, чем в США. Если в США это $60 с каждого барреля, то в России после введения пакета налоговых льгот в этой сфере она выросла до $48–50. Учитывая, что себестоимость добычи традиционной нефти в некоторых регионах составляет $24 за баррель, многим компаниям попросту невыгодно вводить в эксплуатацию «трудные» запасы, так как это требует крупных инвестиций как в технологии, так и в бурение, которое в Западной Сибири практически в пять раз дороже, чем в США. А при частом изменении налогового законодательства окупаемость таких долгосрочных инвестиций трудно прогнозировать.
Заместитель главы Минэнерго Кирилл Молодцов в четверг на форуме пообещал нефтяникам новый пакет налоговых льгот и снятие административных барьеров для отрасли на уровне правительства. По его словам, пока темпы падения нефтедобычи в России преувеличены: по итогам текущего года по сравнению с 2013 он ожидает его прироста на 1%. Однако он признает, что стимулировать извлечение «трудной нефти» Баженовской свиты и других отложений, а также сверхвязкой нефти необходимо уже сегодня.
— Минэнерго обсуждает с профильными ведомствами возможность увеличения процента месторождений, которые подпадут под налоговые льготы по НДПИ по проценту выработанности: процент нужно повысить с 3 до 13. Кроме того будут новые льготы по шельфовым месторождениям в Охотском и Японском морях. Также Минэнерго совместно с Минпромторгом разрабатывают меры по стимулированию нефтесервисного рынка: от приоритетного использования российской техники в этой области до привлечения технологий и опыта иностранных партнеров в отечественных проектах. В ближайшее время предложения планируется внести в правительство, — сказал Кирилл Молодцов.
Помимо высокой налоговой нагрузки нефтяники видят главным препятствием к расширению добычи сланцевой и глубоко залегающей нефти в дорогом и некачественном нефтесервисе.
— Стоимость создания горизонтальной скважины глубиной 1,5 км в РФ — $15–20 млн, а в США в последние годы она упала с $8 млн до $3–3,5 млн. Эти месторождения будет выгодно разрабатывать, если сервис и бурение станут дешеветь, — сказал Кузяев.
По словам главы «Газпром нефти» Александра Дюкова, есть большая разница в том, как работают международные сервисные компании в России и на Западе.
— Качество людей (сотрудников этих компаний) в России ниже. И это влияет в том числе на итоговую стоимость скважин, которая не в 5, но в 1,5 раза точно выше американской. Но у Бажена в России огромный потенциал и уже скоро нефтесервис в России будет не менее привлекательным и конкурентным, чем в Северной Америке, — надеется он.
Выступавшие топ-менеджеры «Роснефти», «Газпром нефти», «Лукойла» констатировали технологическое отставание России в области разработки «трудной» нефти и в освоении шельфа: отставание они оценивают от 20 до 5–7 лет. По словам вице-президента «Роснефти» Эрика Лирона, пока компании нерентабельно разрабатывать нетрадиционные нефтяные ресурсы по экономическим причинам.
— Сейчас мы задумываемся о разработке этих ресурсов из-за истощения традиционных, однако пока 50% пробуренных методом гидроразрыва пласта скважин не показали притока нефти, это слишком много для того, чтобы проекты считались рентабельными. Они станут таковыми, когда цифра снизится до 10% «сухих» скважин, — сказал Лирон.