Экология тормозит нефтедобычу
- 05-12-2014
90% проектов, рентабельных при цене не менее $95/барр., расположено в 10 провинциях, в том числе на юге России, в Восточной Сибири, на Каспии и в Арктике. В Восточной Сибири и на Каспии речь прежде всего идет о дорогих проектах по добыче традиционной нефти. На разработку таких проектов «Роснефть» до 2025 г. готова потратить почти $70 млрд (четверть ее совокупных капзатрат), «Газпром»— $45 млрд (не уточняется, имеется в виду «Газпром нефть» или «Газпром»), «Лукойл»— $30 млрд, приводят данные Carbon Tracker Initiative . На российские компании приходится 13% мировых капзатрат, которые могут оказаться нерентабельными.
По прогнозам Международного энергетического агентства, производство трудноизвлекаемой нефти к 2035 г. будет обеспечивать 12% мирового потребления, напоминает представитель «Роснефти». Это произойдет благодаря увеличению спроса на энергоресурсы в мире и сокращению так называемых легкодоступных запасов нефти. «Роснефть» видит большой потенциал в трудноизвлекаемых запасах, особенно в Арктике, отметил представитель госкомпании.
В России для сложных проектов компании просят у государства налоговые льготы, отмечает аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук. Например, благодаря льготам первое нефтяное месторождение на арктическом шельфе — Приразломное рентабельно разрабатывать при цене нефти $80/барр., говорил в апреле гендиректор «Газпром нефти» (оператор проекта) Александр Дюков. По его мнению, маловероятно, что цена нефти опустится ниже $95/барр., ведь у лидера ОПЕК — Саудовской Аравии бюджет сбалансирован при цене в $90-100/барр. На рынок нефти более сильное влияние оказывают геополитические, экономические факторы, чем экологические, говорит аналитик ИК «Анкоринвест» Сергей Вахрамеев. Европа не раз декларировала приверженность зеленой энергетике, но наращивает потребление дешевого, но неэкологичного угля, растет спрос на нефть в Китае, приводит пример Полищук.
Акционеры частных компаний станут активнее резать дорогие проекты, как только поймут, что рост капзатрат на рискованные проекты сказывается на дивидендах, отмечает Carbon Tracker Initiative. Но сокращение инвестиций в добычу и уменьшение нефти на рынке могут в последующем иметь и обратный эффект — цены резко пойдут вверх, считает Полищук. И «отскок может быть и более существенным», предупреждал Дюков.