Скидку на природный газ для Украины привяжут к "Южному потоку"
- 05-07-2014
2 мая в Варшаве между Россией, Европейской комиссией (ЕК) и Украиной прошли переговоры, на которых была предпринята попытка решить проблему украинского газового долга. Несмотря на усилия сторон, формального успеха встреча не принесла — позиции России и Украины не изменились. Уже после переговоров представлявший Украину министр энергетики Юрий Продан заявил, что Киев не может платить за российский газ $485 за 1 тыс. кубометров и настаивает на возврате к цене I квартала, которая составляла $265,5 за 1 тыс. кубометров. Если «Газпром» и «Нафтогаз» не договорятся, то, по словам Продана, компании встретятся в Стокгольмском арбитраже.
«Газпром» оценивает долг Украины по состоянию на 30 апреля в $3,5 млрд, и если до 7 мая Киев не оплатит апрельские поставки, то российский газовый монополист обещал перевести июньские поставки на предоплату — так, как указано в контракте от 2009 года, отметил после переговоров глава Минэнерго РФ Александр Новак.
Несмотря на формальное отсутствие результата на варшавской встрече, в правительстве и Минэнерго позитивно оценивают результаты переговоров, отмечает другой федеральный чиновник. Важен был контакт с еврокомиссаром Гюнтером Эттингером и констатация того, что проблема задолженности Киева перед Москвой за газ касается в том числе и Евросоюза, поскольку в перспективе при негативном сценарии предстоящей зимой и сама Европа может остаться без газа, отметил чиновник.
— Российская сторона добилась того, чего хотела: представитель Еврокомиссии Эттингер признал нарушение Украиной контрактных обязательств. Кроме того, было важно договориться о следующих встречах, что тоже удалось сделать, — сказал источник «Известий».
Участвовавший в варшавских переговорах собеседник «Известий» подтвердил, что встреча Новака с еврокомиссаром Эттингером прошла позитивно, «по многим позициям он с нами согласился», поэтому, с точки зрения российской стороны, ее можно оценивать со знаком плюс.
Замгендиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач считает, что главный успех переговоров — это то, что Европа занимается проблемой украинского газового долга, «а не футболит ее и не говорит, что зима еще далеко».
— В заявлениях европейских политиков и чиновников прозвучало, что они знают о проблеме украинских подземных газовых хранилищ, понимают важность ее решения в ближайшие недели и работают над этим, — сказал Гривач.
Он полагает, что единственное, чего Украина теоретически сможет добиться через Стокгольмский арбитраж, — возврата скидки за пребывание Черноморского флота в Крыму, но, чтобы получить списание этого долга Украине через арбитраж, предстоит признать фактически изменение статуса Крыма.
— Получение Киевом скидки реально, но для этого нужно погашение долга либо гарантии его погашения при посредничестве ЕС. И второе — принятие принципиального политического решения. А именно, поскольку скидка была предоставлена за Черноморский флот, то, чтобы вернуться к какой-то другой скидке, нужно признать существующий status quo, — сказал Гривач.
Что касается «Южного потока», то, по мнению Гривача, нынешняя ситуация на Украине — лучший и наглядный пример того, для чего вообще этот проект нужен: чтобы избежать любых рисков, связанных с нестабильностью на Украине, а также обеспечить техническую безопасность поставок.
Партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин придерживается другой точки зрения. Он считает, что «Газпром», не дожидаясь рассмотрения иска Украины в Стокгольмском арбитраже, постарается урегулировать вопрос — вернет часть уплаченных «Нафтогазом» средств за уже поставленное топливо и снизит его стоимость путем пересмотра формулы ценообразования. Это, по мнению эксперта, позволит газовому гиганту сделать красивый жест — пойти навстречу, но и сохранить лицо. В противном случае то же самое, возможно, придется делать уже по решению арбитража, исполнение которого является обязательным для обеих сторон контракта.
— Это будет выглядеть очень логично и рационально, поскольку сейчас не только «Газпром», но и другие поставщики строят свои отношения в Европе. Напомню, что в этом году Стокгольмский арбитраж вынес вердикт, по которому норвежская Statoil должна вернуть итальянской компании Eni $10 млрд якобы переплаченных средств. То есть прецедент существует, — говорит Крутихин. — Я не исключаю, что если арбитраж примет украинский иск так же, как итальянский, то может сложиться ситуация, при которой «Газпром» будет должен Украине, а не наоборот.
Состоявшиеся в Варшаве переговоры были инициированы после того, как 10 апреля президент Владимир Путин направил руководителям европейских стран письмо, в котором выразил озабоченность ситуацией, связанной с оплатой Украиной долга за поставленный газ, и призвал их сообща решить эту проблему. В противном случае, говорилось в обращении, если из-за долгов «Газпром» введет для «Нафтогаза» предоплату, возникнет угроза остановки поставок и это осложнит процесс наполнения украинских подземных хранилищ, что непременно поставит под угрозу транзит топлива через Украину в Европу.
В ответ глава Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу направил Путину письмо, в котором сообщил, что ЕС согласен на переговоры, и назначил ответственным за их организацию представителя ЕК Эттингера.
«Южный поток» — инфраструктурный проект «Газпрома» по строительству газопровода мощностью 63 млрд куб. м газа в год через акваторию Черного моря в страны Южной и Центральной Европы. В конце 2015 года по «Южному потоку» должен пойти первый газ. Морской участок «Южного потока» состоит из четырех ниток. Протяженность каждой из них составит более 930 км, диаметр трубы — 813 мм, толщина стенки трубы — 39 мм.
В декабре 2012 года «Газпром» начал строительство «Южного потока» в районе Анапы (Краснодарский край). 24 ноября 2013 года началось строительство сербского участка «Южного потока».
Изначально проект реализовался на паритетных началах «Газпромом» и итальянской Eni. Сейчас «Газпрому» принадлежит 50% проекта, Eni владеет 20%, и по 15% принадлежит французской EDF и германской Wintershall (структура BASF).
Препятствием к реализации «Южного потока» является так называемый Третий энергопакет, который должен способствовать либерализации рынков газа и электроэнергии в ЕС. В частности, он запрещает одной и той же компании одновременно являться их поставщиком и владеть распределительными сетями и газопроводами. Страны — участницы Евросоюза должны были ввести положения ТЭПа на своей территории еще в 2011 году, однако до сих пор это сделали далеко не все. Россия неоднократно заявляла, что Третий энергопакет направлен против нее. В 2013 году глава российского Минэкономразвития Алексей Улюкаев сообщил, что Москва готовит иски к ЕС по поводу ТЭПа. А уже в этом году Россия подала во Всемирную торговую организацию иск, оспаривая действие энергопакета.