ФАС поставила дедлайн крымским продавцам бензина
- 04-29-2014
Проверки ФАС в Крыму стартовали с середины апреля, а 17 апреля прошла рабочая встреча антимонопольщиков с доверенными лицами собственников АЗС в Севастополе. Некоторые участники рынка пошли на снижение цен в регионе. Еще в середине апреля цены на бензин в Севастополе поставили рекорд — бензин АИ-95 на 18 апреля стоил 42–48 рублей за 1 л из-за серьезного дефицита топлива, вызванного проблемой с его доставкой в регион. Компании продавали остатки закупленного по украинским ценам бензина и ожидали налаживания железнодорожных и танкерных поставок. Как сообщил «Известиям» Дмитрий Махонин, к концу этой недели в Крым должен прийти первый танкер с нефтепродуктами. Также сейчас налаживаются поставки топлива с нефтебазы в Феодосии: там находятся около 30 тыс. т нефтепродуктов.
По словам Махонина, в ходе инспекции выявлено три основных причины, по которым цены на топливо в Крыму пока не могут снизится до уровня Краснодарского края.
Первая причина — колебания курсов валют. На части АЗС ценники по-прежнему выставлены в гривнах, несмотря на распоряжение местных властей применять рублевые ценники. В результате часть из заправщиков продают топливо и за рубли, но по завышенному курсу. В результате разница в цене 1 л бензина на ряде заправок столицы Крыма доходит до 15 рублей. Вторая проблема — сложности с доставкой бензина. Логистика остается сложной и дорогой из-за проблем с оперативной перерегистрацией по российскому законодательству юридических лиц, зарегистрированных на Украине. Поэтому для украинских налогоплательщиков сделки по приобретению нефтепродуктов у российских производителей облагаются таможенными пошлинами в 90% от российских нефтяных пошлин (на 1 мая это будет 338,4 рубля за 1 т бензина. — «Известия»), так как считаются внешнеэкономическими. До сих пор основной объем бензина из России ввозят через Керченскую паромную переправу автоналивом.
Как заявляют в ФАС, если после 20 мая ситуация не изменится, служба начнет выносить предупреждения, а впоследствии и применять другие меры антимонопольного реагирования.
— Многие украинские игроки в Крыму собираются продать свои заправки. Поэтому и не снижают цену или снижают медленно, — отмечает источник, близкий к одной из компаний.
Желающие приобрести заправочные активы в Крыму, у которых украинские владельцы, уже есть. Как рассказали «Известиям» член совета директоров Российского топливного союза, гендиректор башкирской трейдинговой компании «Ардос» Ринат Фаттахов и гендиректор консалтинговой компании UPECO Александр Сиренко, делегация «Башнефти» недавно приезжала в Крым для изучения местного рынка и выразила заинтересованность в приобретении ряда активов.
Александр Сиренко отмечает, что «Башнефть» — не единственная компания, которая проявила такой интерес, однако других потенциальных покупателей не назвал. Официальный представитель «Башнефти» Сергей Вереземский сообщил «Известиям», что переговорный процесс компания не комментирует. В «Газпромнефти» и «Лукойле» интерес к крымским АЗС также не комментируют.
По оценкам экспертов, российским нефтяникам в первую очередь могут быть интересны активы крупных компаний, которые вряд ли будут перерегистрироваться в России: Wog, ОККО, «Приват», Shell, «Современник».
— В Крыму сейчас 450 заправок. В перспективе на рынок розничной продажи бензина в регионе могут войти такие российские компании, как «Газпромнефть» и «Башнефть», а «Роснефть» может увеличить в несколько раз свою долю с нынешних семи заправок в регионе. В Крыму в первую очередь выживут компании, которые будут пользоваться поддержкой российского государства. Просто торговать не получится из-за сложной логистики и политико-экономических причин. Получить маржу могут себе позволить всего несколько компаний, у которых экономика начинается «от скважины», — считает Сиренко.