Минфин отказал нефтяникам в снижении таможенных пошлин на масла
- 04-25-2014
Правительство не поддержало предложение нефтяников, однако Минфин предложил новый вариант — в своих письмах в Минэкономразвития и Федеральную таможенную службу (копии есть у «Известий») заместитель главы Минфина Сергей Шаталов предложил не повышать пошлины на базовые масла до 100% от нефтяных с 2015 года. Сначала предлагалось снизить их до 64% к 2015 году, однако фискальное ведомство остановилось на комплексном варианте привязки пошлин к уровню пошлины на вывоз дизельного топлива — в 66% от нефтяных из-за одинаковой маржи экспорта обеих групп нефтепродуктов. Минэнерго и Минэкономразвития пока не выработали свои окончательные предложения по размеру пошлин на базовые масла в 2015 году. Такая работа сейчас ведется, официально сообщили «Известиям» в этих ведомствах.
По данным, представленным Минфину нефтяными компаниями, которые содержатся в письме Сергея Шаталова в адрес Федеральной таможенной службы, цена экспорта за вычетом транспортных затрат и таможенных пошлин на базовые масла первой группы и дизельное топливо составляет 16 тыс. рублей за тонну при условии равного размера ставок таможенных пошлин по этим видам нефтепродуктов. Затраты на производство дизеля и масел также совпадает и составляет в среднем 14,5 тыс. рублей за тонну. Масла 2–3-й групп, по данным Минфина, на 90% завозятся из-за рубежа, в 2012 году было ввезено 400 тыс. т этой продукции. Сергей Шаталов отмечает профицит производства в РФ масел первой группы и высокий спрос на масла 2–3-й групп, а также наличие премии внутреннего рынка по отношению к экспорту этой продукции при условия появления в стране новых производств. По данным чиновника, выпадающие доходы в результате снижения пошлин на базовые масла до 64% могли бы составить $249 млн в 2015 году, однако в случае, если пошлина останется на текущем уровне 66%, и при условии одновременного роста ставки вывоза дизельного топлива до 66% выпадающие доходы бюджета удастся минимизировать.
По расчетам компании «Газпромнефть — смазочные материалы», оператора бизнеса масел «Газпром нефти», точка безубыточности производителей смазочных материалов в России достигается при уровне экспортной пошлины не более 40%. Для того же, чтобы получить даже минимальную прибыль, необходимую для инвестиций в производство высококачественных базовых масел 2-й и 3-й групп (из них производятся синтетические товарные масла) пошлина должна быть уменьшена до 20%. В этом случае компании — производители смазочных материалов получат 3–5% маржи, необходимой для инвестиций. В противном случае они будут вынуждены заморозить проекты, связанные со строительством установок для производства базовых масел группы 2 и 3. Уровень пошлины в 66% можно рассматривать лишь после того, как отечественная отрасль смазочных материалов станет полностью конкурентоспособной на мировом рынке, то есть после окончания инвестиционного периода.
Анастас Гатунок, директор департамента углеводородного сырья компании Creon Energy, подсчитал, что рынок производства масел в России растет очень медленно — около 1% за последние три года. В этом периоде рост выпуска моторных масел составил 7,5%, при этом выпуск базовых масел сократился на 3,7%. Суммарные мощности по производству базовых масел в России составляют 3 млн т. Объем импорта базовых масел находится на уровне 25–30 тыс. т в год, экспорт составляет 600–900 тыс. т. При этом основное количество произведенных из этого сырья товарных масел (моторные, трансмиссионные, индустриальные и т.д.), которые продаются в РФ, импортируются из-за рубежа.
Основные покупатели российских базовых масел — европейские страны. Повышение пошлин на них до 100% от нефтяных с 2015 года сделало бы экспорт этой продукции нерентабельным. Сохранение их на текущем уровне 66% от пошлин на сырую нефть сохраняет статус-кво в отрасли: это не дает ей стагнировать, но и не приведет к взрывному развитию производства качественных масел 2-й и 3-й групп в России в рамках программы импортозамещения этой продукции.