Операторы крымских автозаправок снижают цены на бензин
- 04-21-2014
В Крыму есть признаки установления монопольно высоких цен на топливо и согласованных действий, поэтому кому-то нужно было начинать снижать цены, объяснил Махонин. «Для ФАС нет понятия формирования цены по затратам. Мы смотрим на сопоставимые рынки», — добавил он. Представитель «Лукойла» от комментариев отказался.
Обеспечение полуострова топливом обсуждалось 16 апреля на специальном совещании с участием ФАС и представителей компаний в Крыму. «Лукойл» — одна из двух российских компаний, имеющих сеть АЗС в Крыму. У компании здесь 13 АЗС и одна нефтебаза (для оптимизации системы управления они уже переведены с «Лукойл-Украина» на «Лукойл-Югнефтепродукт»). У «Роснефти» — 7 АЗС и одна нефтебаза. Представитель госкомпании сказал, что она разрабатывает новую бизнес-модель операций в Крыму. Ее детали представитель не раскрыл.
По данным UPECO, 18 апреля топливо на крымских АЗС подешевело на 1,7-2 грн за литр (5,4-6,4 руб. за литр). Цены украинской сети ATAN — 42,8 руб. за литр Аи-92 и 39,6 руб. за литр дизтоплива, Shell — 49,9 руб. и 48 руб. соответственно. Получить комментарии ATAN и Shell в выходные не удалось.
Цены на бензин и дизтопливо в Крыму снизятся до среднероссийского уровня к 1 мая, обещал первый вице-премьер Крыма Рустам Темиргалиев. Скорее всего, это произойдет к середине мая, прогнозирует Махонин. На 13 апреля, по данным ЦДУ ТЭК, в среднем по России литр Аи-92 стоил 30,54 руб., летнее дизельное топливо — 32,36 руб. По данным Минэнерго, с 7 по 13 апреля цена бензина на крымских АЗС российских компаний сократилась примерно на 3%. «Уже сейчас цены на заправках, закупающих нефтепродукты на российских НПЗ, на 1,5-2 руб. ниже, чем у компаний, импортирующих бензины и дизтопливо с территории Украины и Евросоюза», — говорилось в сообщении Минэнерго.
В интервью «Коммерсанту» министр энергетики Александр Новак говорил, что министерство ведет переговоры по выстраиванию логистики поставок топлива в Крым с «Роснефтью», «Лукойлом», «Газпром нефтью» (у нее нет АЗС на полуострове). Гендиректор «Газпром нефти» Александр Дюков говорил позже, что компания не планирует работать там. Соглашений с компаниями еще не подписано, сказал в пятницу представитель Минэнерго. Потребность региона — около 200 000 т бензина и 800 000 т дизтоплива в год.
Прежде основным пунктом поставки топлива в Крым было Феодосийское предприятие по обеспечению нефтепродуктами (см. врез). Теперь начались первые пробные поставки российских нефтепродуктов автотранспортом через Керченскую паромную переправу. Российское топливо дешевле украинского благодаря более низким закупочным ценам и отсутствию пошлин. «От компаний мы ждем, что они как можно скорее начнут завозить топливо в Крым морским путем танкерами», — сказал представитель ФАС. Сейчас компании везут топливо автотранспортом — это дороже, чем танкерами (повышает цену литра бензина на 50-60 коп., подсчитывал аналитик ИК «Анкоринвест» Сергей Вахрамеев).
Махонин сообщил, что ФАС обсуждает с Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржей возможность создания базиса поставки нефтепродуктов рядом с Крымским полуостровом. «Это может быть ближайший НПЗ либо железнодорожная станция», — объяснил чиновник. Вице-президент Санкт-Петербургской биржи Михаил Темниченко подтвердил это. Крымский полуостров находится в регионе с развитой инфраструктурой, поэтому проблем с поставкой топлива и снижением цен до уровня общероссийских быть не должно, считает партнер Greenwich Capital Лев Сныков.