Бюджет России в 2014 году может недополучить 1 трлн рублей
- 04-17-2014
По словам Орешкина, с рынка может быть взято меньше половины из запланированного валового привлечения в 800 млрд рублей - 234 млрд в качестве внешних заимствований, 250 млрд - внутренних, плюс более 180 млрд рублей доходов от приватизации.
Минфин считает консервативный прогноз МЭР по росту ВВП на 2014 год в 0,5% умеренно-оптимистичным
"Прогноз должен быть консервативным", - сказал журналистам министр финансов Антон Силуанов.
Как подчеркнул директор департамента долгосрочного стратегического планирования Минфина Максим Орешкин, "этот прогноз скорее умеренно-оптимистичный. Он не учитывает рисков, которые могут случиться для экономики".
"Последние два года прогноз Минэкономразвития в 100% случаев приукрашивал действительность", - отметил Орешкин.
В 2013 году фактически цена отсечения нефтегазовых доходов была 105 долларов за баррель. То есть не 91, как мы должны были использовать, но при этом мы использовали фактически весь объем нефтегазовых доходов, - подчеркнул он. - Связано этом было с двумя причинами - очень оптимистическим макроэкономическим прогнозом, и завышенными показателями источников финансирования".
По словам Орешкина, в текущем прогнозе главная претензия Минфина заключается не к прогнозу по темпам роста, а к прогнозу валютного курса в 37,8 рубля за доллар.
Формулу расчета предельных расходов федерального бюджета предлагается изменить
Как заявил Силуанов, если сейчас предельные расходы бюджета рассчитываются исходя из формулы - доходы при базовой цене на нефть (93 доллара за баррель нефти по "бюджетному правилу" - прим. ред.) плюс 1% ВВП РФ (ограничение дефицита), то министерство предлагает учитывать реальную оценку источников покрытия дефицита бюджета, а не процент от ВВП.
"Расходы равняются - доходы по базовой цене (нефти - прим. ред.) плюс консервативная оценка источников финансирования. Можно говорить о более разумном бюджетном правиле, - сказал он. - Предлагается следующее - этот 1% корректировать в меньшую сторону, исходя из ситуации с возможностью заимствований на внутренних и внешних рынках".
Минфин предлагает также ужесточить "бюджетное правило", направляя в Резервный фонд часть дивидендов и налога на прибыль нефтегазовых компаний.
"По нашему пониманию бюджетное правило нужно ужесточать",- сказал он.
"Мы говорим о том, что в расчет нефтегазовых доходов мы должны включать дивиденды от налога на прибыль нефтегазовых компаний, тем самым уменьшая те ненефтегазовые доходы, которые включаются в бюджетное правило сегодня для расчета расходов", - пояснил Силуанов.
"Мы говорим - ненефтегазовые доходы плюс 1%. Так вот, ненефтегазовые доходы состоят частично из конъюнктурных доходов - налога на прибыль нефтегазовых компаний или дивидендов", - продолжил Силуанов.
Вместе с тем, направлять в Резервный фонд или на покрытие дефицита бюджета предлагается только ту часть конъюнктурных доходов, которая зависит от динамики сырьевых рынков.
Как пояснил директор департамента долгосрочного стратегического планирования Минфина Максим Орешкин, в министерстве считают, что рассуждать о дефиците в 1% или 0,5% некорректно.
"Нужно в первую очередь обращать внимание на те ресурсы, которые мы можем потратить, - сказал он. - На ресурсы, сколько доходов мы получили, плюс сколько займем с рынка, плюс приватизация".
"И в текущих условиях понятно, что привлечение даже 1% ВВП - весьма непросто", - добавил Орешкин.
По его словам, эффект от изменений "бюджетного правила", согласно предложенным Минфином изменениям, будет лучше всего заметен в 2017 году.
"Если мы сейчас вносим изменения в бюджетное правило, это означает, что при подготовке бюджета 2015-2017 годов мы будем руководствоваться новым принципом расчетов", - уточнил Орешкин.
"Если мы видим риски недозанять, то не надо вписывать дефицит в 1%, если мы не знаем источников, как привлечь эти деньги", - подчеркнул он.