В Казахстане ожидается повышение цен на бензин
- 04-14-2014
По его словам, компании – владельцы АЗС, вынуждены сокращать отпуск топлива из-за отсутствия недорогого топлива. А упавшие продажи не позволяют работать стабильно. «Малый и средний бизнес фиксирует убытки, поскольку рекомендованная ведомством маржа в 17 процентов не позволяет им покрывать все расходы. В ближайшей перспективе это может привести к стагнации отрасли», – считает глава ассоциации.
Причина возможного роста стоимости топлива проста и понятна. В цене больше половины составляет стоимость нефти, из которой оно производится. При этом цена на нефть выражается в долларах США. После девальвации 12 февраля, когда тенге упал на 20 процентов, доля цены нефти в стоимости ГСМ увеличилась примерно на 10–12 процентов. Но цена на ГСМ осталась прежней, так как они включены в список товаров, цены на которые регулируются правительством. Более того, министр нефти и газа Узакбай Карабалин заявлял, что розничные цены на бензин не будут подниматься до середины этого года. То есть до конца июня. Своего бензина в стране не хватает. Три нефтеперерабатывающих завода (НПЗ) страны, несмотря на до сих пор проводимую модернизацию, пока не способны обеспечить топливную независимость. А значит, Казахстан будет вынужден импортировать ГСМ. До последнего времени в стране использовались мощности для получения топлива в Китае по схеме толлинга на НПЗ в Душаньцзы. Но эта схема оказалась убыточной для страны, поэтому ее закрыли. Остается Россия и, как ни странно, Беларусь. Эти страны свои заводы уже модернизировали, выпускают топливо стандарта Евро-3 и вполне способны поставлять излишки ГСМ в Казахстан. Но по рыночным ценам, а не по тем, которые желает устанавливать Министерство нефти и газа.