ФАС предложила лишить Газпром монополии на подземное хранение газа
- 04-11-2014
Он также дал понять, что ФАС выступает за предоставление независимым газопроизводителям права участвовать в экспорте трубопроводного газа, но только через единый канал «Газпрома» по контрактам с газовым монополистом, и вопрос цены такого газа должен обсуждаться отдельно по каждому предприятию.
Ранее независимые газопроизводители обращались в правительство с просьбой установить единые правила доступа к подземным газохранилищам «Газпрома» и ввести госрегулирование цен на услуги ПГХ. Соответствующие письма на имя вице-премьера по ТЭКу Аркадия Дворковича направляли руководители НОВАТЭКа и «Роснефти» Леонид Михельсон и Игорь Сечин. По словам источника «Известий», чиновника Федеральной службы по тарифам (ФСТ), цена на хранение газа в ПГХ, принадлежащих «Газпрому, для дочерних структур компании отличается на 30–35% от цены для независимых газопроизводителей в меньшую сторону и составляет примерно 44,5 рубля за 1 тыс. куб. м газа в месяц.
Нефтяники жаловались в правительство на высокие темпы роста тарифа на хранение газа.
— Тариф на подземное хранение у нас вообще никем не регулируется — как «Газпром» хочет, так и назначает. Если взять последние 6–8 лет, транспортный тариф вырос на 160–170%, а тариф на ПГХ — на 210–220%, — отмечали они.
Сегодня «Газпром» является монопольным владельцем газотранспортной системы, куда входят и подземные хранилища газа. Компания самостоятельно определяет, в каком объеме пускать туда газ сторонних производителей и по какой цене. По словам чиновника ФСТ, «Газпром» выступил против предоставления скидки независимым газопроизводителям и против регулирования цен на хранение газа.
В «Газпроме» официально сообщили, что не возражают против строительства независимыми газопроизводителями собственных подземных газохранилищ.
— Да пусть строят. Во-первых, под такие проекты нужно правильно выбрать площадку, найти специалистов. На бумаге это легко, но каждое газохранилище требует серьезных финансовых вложений как в строительство, так и в поддержание работы, а окупается лишь при значительном объеме загрузки сырьем и своевременной транспортировке объемов газа по газотранспортной системе, — заявил источник «Известий» в монополии.
Не жаждут воплощать инициативу антимонопольщиков в жизнь и сами нефтяники.
— Строительство собственных подземных газохранилищ — бессмысленное мероприятие при условии отсутствия четких и долгосрочных договоренностей по транспортировке этого газа — его закачке в обе стороны. А у самого «Газпрома» планы по развитию газотранспортной системы есть лишь на ближайший десяток лет. А тут нужно мыслить параметрами окупаемости и развития бизнеса ПГХ как минимум на период трех десятилетий сразу. Небольшие газохранилища малорентабельны, а для строительства крупных нужно сосредоточить существенные запасы газа в одном месте, что проблематично. Вряд ли нефтяники будут глобально пользоваться таким правом, если им его дать, — считает собеседник «Известий» в «Лукойле».
По словам официального представителя «Роснефти», компания внимательно следит за развитием ситуации.
— Подземные хранилища газа являются неотъемлемой частью единой системы газоснабжения России и должны подлежать государственному регулированию как в отношении доступа, так и в отношении тарифов. Сейчас регулирование практически всех аспектов функционирования ПГХ (доступ, режимы закачки/отбора газа, а также тарифы на закачку, хранение и отбор газа для независимых производителей) осуществляется «Газпромом» самостоятельно. При этом в последние годы тариф рос опережающими темпами. Тариф на услуги ПГХ должен устанавливаться на одинаковом уровне как для независимых производителей, так и для дочерних обществ «Газпрома» и иметь самостоятельное ценообразование. Включать тариф на пользование ПГХ в тариф на транспортировку газа нецелесообразно, поскольку это будет перекладывание части затрат на добывающие общества, не использующие ПГХ, — отметил источник «Известий» в «Роснефти».
По его мнению, государственное регулирование тарифов на услуги по подземному хранению газа может ограничить необоснованный темп роста тарифов и создать более привлекательные условия по использованию хранилищ, что позволит независимым производителям регулировать сезонную неравномерность газопотребления, обеспечивать гибкость и стабильность поставок газа и в целом положительно повлияет на развитие рынка газа в России.
Эксперты уверены, нефтяникам невыгодно строить собственные мощности по хранению газа, поэтому вряд ли они воспользуются таким правом, даже если его дать, особенно при сохранении нынешних «правил игры» в области транспортировки газа.
По мнению аналитика по нефтегазовому рынку Sberbank CIB Валерия Нестерова, нелогично разрешать строить подземные газохранилища, сохраняя монополию «Газпрома» на газотранспортную систему.
— Сейчас в России существует 25 газохранилищ общей мощностью 65 млрд куб. м газа и строятся еще как минимум три новых. Стоимость строительства газохранилища мощностью 1 млрд куб. м газа в Европе стоит $160 млн, а в условиях российских реалий обойдется еще дороже. При этом газохранилища даже такого объема могут показаться слишком крупными для конкурентов «Газпрома», а мощности меньшего объема могут не окупить себя, поскольку на мелких проектах пропадает «эффект масштаба», — объясняет он. — Затраты на их строительство при этом не сильно сокращаются по сравнению с крупными проектами и составят десятки миллионов долларов. В то же время у независимых газопроизводителей останется задача поставки этого газа в трубопроводы «Газпрома».