Россия меняет нефтедоллары на нефтерубли
- 04-09-2014
Можно подозревать, что обещаемые санкции могут стать более болезненными, чем отказ в визах российским чиновникам, но, по сути, то, что должно было стать демонстрацией силы, быстро вырождается в подтверждение слабости.
Кажется, Россия явно выражает намерение использовать бартер (и, чего доброго, золото), а затем и другие „региональные” валюты наряду с долларом — довольно неожиданный результат западной блокады, которая теперь может обернуться против самого нефтедоллара.
Если Вашингтон не сумеет предотвратить эту сделку, то даст сигнал другим странам, что США не рискуют дальнейшими дипломатическими осложнениями ради поддержания режима санкций.
Положение американского доллара как основной валюты в общемировой торговле энергоносителями даёт США ряд незаслуженных преимуществ. Возможно, Москва решила, что пришло время эти преимущества отобрать. Само существование „нефтедолларов” является одним из китов, на котором покоится американская экономическая мощь, поскольку это создаёт значительный внешний спрос на американскую валюту и позволяет США накапливать гигантский долг без объявления дефолта. Если японский покупатель хочет приобрести баррель саудовской нефти, он должен платить долларами даже в том случае, если американские компании не имеют никакого отношения к сделке. Доминирование доллара продолжалось так долго, что даже газпромовские контракты в Европе рассчитываются и оплачиваются в американской валюте. До недавнего времени и торговля между Евросоюзом и Китаем шла именно в долларах.
Недавно Китай возглавил усилия стран БРИКС по низложению доллара с пьедестала основной мировой валюты, но разгоревшаяся между Вашингтоном и Москвой „война санкций” дала новый импульс запуску проекта нефтерубля и устранению доллара из системы российского экспорта энергоносителей.
Главными сторонниками этого плана являются Сергей Глазьев, экономический советник Путина, и Игорь Сечин, глава „Роснефти” – крупнейшей нефтяной компании РФ. Оба настойчиво призывают к замене доллара российским рублём. Подобный шаг поддерживает и ряд высокопоставленных чиновников.
Во-первых, это министр экономики Алексей Улюкаев, в интервью новостному каналу „Россия 24” сказавший: „Необходимо решительнее заключать контракты в рублях и валютах стран-партнёров”. Затем, 2 марта Андрей Костин, глава государственного „ВТБ банка”, сообщил прессе, что Газпром, Роснефть и Рособоронэкспорт могут начать торговать за рубли: „Я разговаривал с представителями Газпрома, Роснефти и Рособоронэкспорта, они не против вести экспорт в рублях. Для этого только нужно создать соответствующий механизм”.
С другой стороны, судя по заявлениям Валентины Матвиенко, можно предположить, что дополнительные ресурсы на создание подобного механизма выделяться не будут: „Некоторые горячие головы уже забыли, что глобальный экономический кризис 2008 года, который всё ещё сказывается на ситуации во всём мире, начался с коллапса определённых кредитных институтов США, Великобритании и других стран. Поэтому мы считаем все жёсткие финансовые действия обоюдоострым оружием и даже малейшая ошибка вернёт бумеранг пославшему его”.
Кажется, Москва уже подыскала ответственного за „бумеранг”. Игорь Сечин, глава „Роснефти”, был назначен на должность председателя совета директоров Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи. В октябре 2013 года, выступая в ходе Мирового энергетического прогресса в Корее, Сечин призвал к созданию „глобального механизма торговли природным газом” и отметил, что „желательно создать международную биржу для стран-участниц, чтобы регистрировать транзакции в региональных валютах”. Теперь самые влиятельные участники энергетического рынка получили возможность воплотить этот план в жизнь. Российская биржа, где справочные цены на российскую нефть и газ будут устанавливаться в рублях, может стать серьёзным ударом по нефтедоллару.
„Роснефть” недавно подписала серию крупных контрактов на поставки нефти в Китай и близка к подписанию прорывного соглашения с индийскими компаниями. В обоих случаях доллары при расчётах использоваться не будут. По сообщениям агентства „Рейтер”, Россия также может подписать бартерное соглашение — товары на нефть — с Ираном, что даст „Роснефти” примерно 500 000 баррелей иранской нефти в день для продажи на международном рынке. Белый дом и антироссийски настроенная часть американского сената активно пытаются блокировать эту сделку, поскольку она грозит крайне серьёзными и неприятными последствиями для существования нефтедоллара. Если Сечин примет решение продавать иранскую нефть за рубли через российскую биржу, такой шаг повысит шансы „нефтерубля”.
Можно сказать, что американские санкции открыли ящик Пандоры с бедами для американской валюты. Возмездие со стороны России может стать весьма болезненным для Вашингтона, и что может произойти, если и другие производители и потребители нефти решат последовать по пути РФ? В прошлом месяце Китай открыл два финансовых центра для управления торговыми потоками в юанях — один центр в Лондоне, второй во Франкфурте. Готовят ли китайцы собственный удар по вечнозелёному? Скоро узнаем.