Китай намерен сделать серьёзную ставку на сланцевый газ
- 04-08-2014
«На бумаге всё кажется идеальным: компании смогут получать колоссальные прибыли. Однако пройдёт немало времени, прежде чем Китай сможет добывать сланцевый газ в необходимом для страны количестве», — полагает Пан Чанвэй.
Это осторожное мнение разделяют многие китайские эксперты. «Интерес к теме сланцевого газа во многом подогревается рекламой и спекуляциями», — считает аналитик ведущего аналитического агентства КНР в области энергетики SCI99 Ван Сяокунь. Она убеждена, что ажиотаж растёт на фоне «непродуманного выделения государством субсидий на разработку сланцевых месторождений».
Интерес к сланцевому газу в Поднебесной возник в первую очередь благодаря колоссальным запасам этого вида сырья, по которым Китай занимает первое место в мире. Согласно оценкам Управления энергетической информации США, EIA, мировые запасы доступного к добыче сланцевого газа составляют не менее 187 триллионов кубометров, из которых около 36 триллионов приходится на Китай. Однако Ван Сяокунь в разговоре с «Эхо» уточнила, что министерство земельных и природных ресурсов КНР оценивает запасы сланцевого газа в Поднебесной скромнее американцев — около 25 триллионов кубометров. Ещё один важный фактор китайского интереса к сланцевому газу — нефтяной. Дело в том, что Китай стремительно наращивает импорт сырой нефти. Согласно прогнозам Организации стран-экспортёров нефти, ОПЕК, к концу 2014 года Китай может обогнать США по объёму импорта сырой нефти и занять по этому показателю первое место в мире. Однако ввиду высокого уровня волатильности мировых цен на нефть и сложности её доставки Китаю приходится платить дополнительные премии за потребление нефти, отмечают эксперты организации.
В такой ситуации, полагает эксперт Центра энергетических исследований шанхайского университета Фудань У Либо, Китай желает повторить технологический прорыв США в области добычи сланцевого газа. Однако для этого китайским энергетикам требуется решить ряд серьёзных проблем.
В первую очередь это нехватка воды в ряде регионов. Ведь для добычи сланцевого газа в США сейчас применяют технологию гидравлического разрыва пластов земли, которая требует большого количества водных ресурсов. Однако в Китае вода — дефицит: уже сейчас ощущается нехватка питьевой воды.
Кроме того, полагают эксперты китайской нефтяной компании Sinopec, серьёзными проблемами являются отсутствие технологии, адаптированной под китайские условия добычи газа, а также большие издержки на бурение скважин. По расчётам Ван Сяокунь, для того чтобы Китаю добыть запланированные 285 миллиардов кубометров сланцевого газа, необходимо пробурить около трёх тысяч скважин. В США затраты на бурение одной скважины составляют около 4,9 миллиона долларов, а в КНР могут превышать13 миллионов долларов. Поэтому, чтобы добыть к 2020 году сто миллиардов кубометров газа, только на буровые работы Китаю предстоит потратить один триллион юаней, или 164 миллиарда долларов. Это колоссальная цифра, ведь в 2013 году на освоение месторождений в КНР было потрачено всего семь миллиардов юаней. Благодаря этим вложениям в Китае в 2013 году были пробурены чуть более 90 скважин, большинство из которых находятся в Сычуаньской впадине на юго-западе страны. Для Китая это рекордное количество, однако для сравнения: в США число новых скважин ежегодно увеличивается на восемь тысяч.
Несмотря на обозначенные трудности, правительство КНР утвердило план, согласно которому к 2015 году Китай должен добывать до 6,5 миллиарда кубометров сланцевого газа в год, а к 2020 году довести эти объёмы до 250 миллиардов. «Однако, на мой взгляд, мы не успеем добиться решения этой задачи в установленные сроки», — считает Ван Сяокунь. При этом эксперт добавила, что Пекин пытается привлечь в отрасль сланцевого газа частный капитал, распределяя блоки месторождений на основе тендеров. «К сожалению, реализации этой идеи препятствует низкая окупаемость инвестиций в добычу сланцевого газа. Кроме того, номинальные объёмы запасов далеко не всегда совпадают с реальными», — добавила Ван Сяокунь. По её словам, номинальные запасы сланцевого газа Китая составляют около 134,42 триллиона кубометров, однако с учётом нынешних технологий в Поднебесной можно добыть только 25 триллионов кубометров. «По этим причинам трезво оценивающие ситуацию компании не стремятся участвовать в правительственных тендерах по распределению газоносных участков», — пояснила Ван Сяокунь.
Добыча сланцевого газа сдерживается в Китае по причине не только «менее благоприятных», чем в США, условий для добычи газа, но и отличным от Америки составом компаний, вовлечённых в добычу сланцевого газа. «Если в США сланцевая революция начиналась с низов — участия малых и средних компаний, то в Китае разработка сланцевого газа инициирована правительством, и первыми в добычу включились корпорации, а также компании среднего масштаба», — отмечает У Либо. При этом она подчеркнула, что Соединённые Штаты стали добывать сланцевый газ в промышленных объёмах только после 20 лет исследований и экспериментов.
«По этой причине в ближайшие пять лет основные усилия Китая будут затрачены на отработку и оптимизацию технологии добычи газа, а существенно увеличить объём добычи сланцевого газа Китаю удастся не раньше, чем через десять лет», — прогнозирует эксперт.
Вместе с тем эксперты признают, что для ускорения процесса добычи сланцевого газа правительство Китая приложило немало усилий, упростив процедуру получения разрешения на разработку скважин и предоставив субсидию в размере 0,4 юаня за кубометр добываемого газа.
Однако Ван Сяокунь полагает, что правительству нужно отказаться от инвестиций в добычу сланцевого газа. «Это пустая трата народных средств, которая к тому же может обернуться монополизацией зарождающейся в Китае отрасли сланцевого газа. На первом этапе адаптации новой технологии компаниям нужна помощь, однако неумеренное вливание денег может уничтожить конкурентоспособность китайских производителей сланцевого газа», — отметила она.
Будущим производителям сланцевого газа придётся конкурировать с традиционными энергоносителями — нефтью и газом. «Поэтому необходимо объяснить компаниям, что дотации они будут получать только на первом этапе, с целью снижения рисков», — считает Ван Сяокунь. «Сейчас же немало компаний приступают к бурению скважин с целью получения субсидий от правительства и не просчитывают перспективность добычи сланцевого газа в долгосрочном периоде», — сетует эксперт.
За печальными примерами чрезмерного субсидирования далеко ходить не нужно. В последние годы в Китае как грибы росли компании, специализирующиеся на производстве солнечных батарей и ветряных генераторов. «Однако после сокращения субсидий компании стали банкротиться», — вспоминает У Либо. Между тем, в отличие от энергии солнца и ветра, где затраты на налаживание производства сравнительно низки, добыча сланцевого газа требует более внушительных капиталовложений. По этой причине серьёзные игроки китайского рынка пока заняли выжидательную позицию.
Ещё одной проблемой, увеличивающей затраты компаний на добычу газа и его доставку потребителям в Китае, является неразвитость газопроводов. «Единственно возможным для китайских компаний вариантом сейчас является доставка газа потребителю по распределительным сетям компаний «ПетроЧайна» и «Синопек». Однако я сомневаюсь, что они согласятся сдавать сети в аренду бесплатно. Поэтому китайскому правительству срочно следует либо перевести имеющиеся газовые сети в общее пользование, либо начать прокладку частных газопроводов», — полагает У Либо.
Серьёзным препятствием на пути к промышленной добыче сланцевого газа может стать нынешний уровень цен на китайском рынке энергоносителей, считает Ван Сяокунь, «Если сравнить стоимость сланцевого газа и угля, то использование угля дешевле. Поэтому правительству стоит ввести налог на использование угля, как экологически более грязного вида топлива. Это потребует значительных усилий от Пекина, ведь производители электроэнергии воспримут эту идею в штыки и станут поднимать тарифы, однако другого способа вынудить энергетиков перевести электростанции на газ я не вижу», — полагает она.
С учётом приведённых фактов расценивать сланцевый газ как один из вариантов снижения энергозависимости Китая от импорта зарубежных энергоносителей пока не приходится. «Сейчас у сланцевого газа есть много конкурентов, среди которых стоит отметить энергию Солнца. Себестоимость этого источника энергии стремительно снижается», — считает Ван Сяокунь.
Впрочем, большинство экспертов убеждены, что у сланцевого газа есть серьёзные перспективы развития в Китае, однако переоценивать значение этой отрасли пока не стоит: в ближайшее время она сможет стать лишь важным дополнением энергетического сектора Поднебесной — не более, но и не менее того.