Доступ НПЗ к нефтепроводам упростить непросто
- 03-14-2014
ЦЕЛЬ ЯСНА НЕ ВСЕМ
Начальник управления стратегического развития "Транснефти" Расим Мингазетдинов в ходе заседания экспертного совета по вопросу перспектив изменения правил и влияния их на отрасль отметил, что на мини-НПЗ нарушаются условия промышленной и экологической безопасности, условия лицензирования, а собственники предприятия, как правило, нацелены на быстрое получение прибыли в ущерб безопасности жизни и здоровья как работников, так и третьих лиц.
В последние годы "Транснефть" фиксирует уменьшение количества незаконных врезок в нефтепроводы: в 2011 году их число составляло 214, в 2012 году – 180, а в 2013 году – 111. Однако компания предупреждает, что принятие изменений, предлагаемых ФАС, подстегнет теневую нефтепереработку и рост криминальных врезок в нефтепроводы.
Для "Транснефти" принципиальным моментом при подключении НПЗ к магистральной системе являются гарантии загрузки нефтью на не менее чем трехлетнюю перспективу, что позволяет компании планировать грузопотоки.
В России сегодня 305 предприятий по переработке нефти, из которых лишь 63 включены в реестр НПЗ. "Мини-НПЗ не нацелены на наполнение рынка качественными нефтепродуктами, а нацелены на максимизацию прибыли при минимальных результатах", - считает Мингазетдинов.
АРГУМЕНТЫ И ФАС
В свою очередь начальник управления контроля ТЭК ФАС Дмитрий Махонин, выступая в ходе экспертного совета, заявил, что ведомство на сегодня не видит четких аргументов против пересмотра.
Так, по его словам, ФАС не рассматривает вопрос о подключении к трубе криминальных НПЗ. "Мы не говорим о том, что те "самовары", которые получают мазут, должны быть подключены к системе "Транснефти". <…> Мы говорим о желающих нормально, легально вести бизнес", - подчеркнул он, добавив, что инициатива не подстегнет рост числа незаконных врезок. Подключиться сможет НПЗ с глубиной переработки более 70%, эти правила остаются неизменны, добавил Махонин.
По мнению антимонопольного ведомства, речь идет о снятии барьеров в процедуре – то есть "Транснефть" будет нормально взаимодействовать с лицами, которые хотят подключиться к системе, сказал Махонин. Он также не видит связи между упрощением доступа к трубе с планированием грузопотока в целом. "Процесс подключения объекта к системе "Транснефти" отдельно от процесса транспортировки сырья", - заявил он.
ФАС предлагает исключить из правил два пункта, согласно которым для включения в реестр заводов и подключения к трубопроводам требуется представление в Минэнерго и "Транснефть" документов, подтверждающих намерения производителей и поставщиков нефти поставлять планируемое количество нефти на завод в течение трех лет после ввода его в эксплуатацию.
По мнению Махонина, гарантии поставок нефти не нужны с учетом развития в перспективе биржевой торговли нефтью в РФ. Положительно повлияет на ценовую ситуацию рынка нефтепродуктов расширение перерабатывающих мощностей, считают в ФАС.
НПЗ МАЛЕНЬКИЕ, ПОТЕРИ БОЛЬШИЕ
"Роснефть", чье мнение, как известно, по многим вопросам кардинально расходится с позицией "Транснефти", здесь ее полностью поддержала. На работе вертикально-интегрированных компаний обсуждаемые изменения не скажутся, тогда как бюджеты всех уровней понесут потери, заявил глава департамента трубопроводного транспорта и развития инфраструктуры "Роснефти" Петр Дегтярев.
"Серьезные потери понесут бюджеты всех уровней, а также потребители, экология, из-за некачественных продуктов", - отметил он. Экономические последствия принятия новых правил подключения НПЗ к системе нефтепроводов, потери бюджетных поступлений составят в зависимости от стоимости барреля нефти 2-3 миллиарда долларов в год, без учета криминальных операций, заявил Дегтярев.
Кроме того, с принятием предполагаемых изменений начнет увеличиваться выпуск некачественного топлива и вырастет реализация контрафактного продукта на внутреннем рынке, полагают в "Роснефти".
Однако в любом случае это не скажется на ценообразовании, так как на внутреннем рынке оно регулируется иными инструментами – в основе лежит экспортная альтернатива и пошлины.
"Предложения ФАС не приведут к достижению цели, а несут серьезный урон всем бюджетным поступлениям", - заявил Дегтярев.
Правила, возможно, надо менять, но в другую сторону, добавляют в "Транснефти". "Если речь идет об изменениях правил, то мы может быть, наоборот, готовы рассмотреть вопрос об ужесточении правил. Подтверждение объемов на период более трех лет, и готовность к моменту пуска НПЗ системы вторичной переработки", - отметил Мингазетдинов.