Роснефть меняет систему железнодорожных перевозок
- 04-30-2013
Три источника "Ъ" на железнодорожном рынке сообщили, что дочерняя компания "Роснефти" "РН-транс" готовится объявить тендеры на перевозку нефти и нефтепродуктов. По словам собеседников "Ъ", конкурсная документация будет опубликована к середине мая, итоги тендеров подведут в течение июня. "С 1 июля уже начнут действовать новые контракты. Ожидается, что они будут заключаться на 9-12 месяцев, хотя надо дождаться итогового варианта конкурсной документации",— отметил один из собеседников "Ъ". Все источники при этом утверждают, что объемы "Роснефти" слишком велики, чтобы выставлять их на тендер одним лотом. Скорее всего, будет несколько конкурсов — по разным направлениям перевозок и НПЗ, говорят собеседники "Ъ". В "Роснефти" на запрос "Ъ" не ответили.
На тендеры будут выставлены крупнейшие объемы перевозок нефти и нефтепродуктов в стране. По данным источников "Ъ", работающих с госкомпанией, это 40-50 млн тонн в год.
Впрочем, часть объемов перевозит сам "РН-транс", их на тендер могут не выставить (компания арендует несколько тысяч цистерн у "УВЗ Логистики", срок договора — до конца года). На конкурсах будет распределено около 40 млн тонн, прогнозируют потенциальные участники тендеров. В зависимости от сезонности "Роснефти" постоянно необходимо 30-40 тыс. цистерн. Только вагонная составляющая заказа (с которой получает доход оператор), как оценивают источники "Ъ", превысит 13 млрд руб.
Госкомпания впервые выставит свои объемы на тендеры, до сих пор она заключала контракты с операторами напрямую. К проведению тендеров ее вынуждает 223-ФЗ, который с 1 июля 2013 года предписывает закупать товары и услуги через конкурентные процедуры не только госкомпаниям, но также их дочерним структурам. "Компания могла бы отложить проведение тендеров, если бы у нее на 1 июля еще действовали контракты. Но они как раз истекают",— говорит источник на рынке. Закон распространяется и на "Газпром нефть", но там не комментируют ни нынешнюю систему организации железнодорожных перевозок, ни возможные планы по проведению тендеров.
Для недавно приобретенной "Роснефтью" ТНК-ВР проводить такие тендеры не планируется, у нее есть действующие соглашения с операторами, подчеркивают собеседники "Ъ". Тем более что ТНК-ВР еще с 2010 года стала выставлять свои объемы перевозок по железной дороге на тендеры (на тот момент — около 27 млн тонн в год). В компании подчеркивали тогда, что "это уникальный опыт для России". ТНК-ВР выбирала предложение "лучшего коэффициента дисконтирования к базовой стоимости перевозки, определенной по формуле цены". Источники в компании говорят, что "тендеры были реально конкурентными".
Основным партнером "Роснефти" по перевозке нефти и нефтепродуктов сейчас является крупнейшая в стране Первая грузовая компания (ПГК) Владимира Лисина. На ее долю приходится, по разным оценкам, 35-45% от общих объемов. Среди других крупных партнеров — "Трансойл" и "Нефтетранссервис" (НТС). В ПГК и НТС подтвердили, что готовы участвовать в тендерах. В "Трансойле" заявили, что "рассмотрят условия".
Участники рынка не ждут, что структура партнеров "Роснефти" по итогам тендеров сильно изменится. "Почти наверняка получат часть лотов и НТС, и ПГК, и "Трансойл". Другое дело, что вполне могут измениться их доли, конкуренция ожидается серьезная",— полагает один из собеседников "Ъ". Другой добавляет, что в тендерах наверняка примут участие "СГ-транс" (принадлежит АФК "Система"), а также Globaltrans, которые "вполне способны развернуть борьбу за отдельные лоты". Половину цистерн "СГ-транса" и так может использовать "РН-транс" по действующему контракту, но источник "Ъ", близкий к "Системе", подтверждает интерес к тендерам. В Globaltrans от комментариев отказались.
В Институте проблем естественных монополий (ИПЕМ) отмечают, что на рынке растет профицит цистерн. С учетом запуска нефтепровода ВСТО-2 на участке Сковородино—Хмыловский может высвободиться 7-8 тыс. единиц парка, после подключения Хабаровского НПЗ к трубе — еще 3-4 тыс. Поэтому, говорит Владимир Савчук из ИПЕМа, "Роснефть" оказалась в выигрышном положении. Операторы будут стремиться обеспечить себя грузовой базой и наверняка окажутся готовы предложить на торгах дисконт. При прозрачной процедуре торгов, полагает эксперт, госкомпания может серьезно снизить стоимость перевозок.