ФАС не удалось изменить правила экспорта нефти
- 07-18-2013
Антимонопольщики предлагают Минэнерго согласовывать годовые графики, а квартальные графики нефтяники и «Транснефть» по договоренности могут менять как по направлениям, так и по объемам поставляемой продукции. Кроме того, у нефтяных компаний может появиться возможность превентивных поставок нефти, а независимым трейдерам предложено предоставлять меньше бумаг для обеспечения возможности попадания их нефти в магистральные трубопроводы.
На днях Минэкономразвития опубликовало на своем сайте результаты проведения публичных консультаций по инициативе ФАС. Из участников рынка свои замечания внесли только «Роснефть» и «Газпром нефть». Обе компании не высказали возражений по поводу устранения Минэнерго из схемы утверждения экспортных графиков. «Роснефть» одобрила инициативу введения понятия «опережающих поставок топлива» (вне утвержденных заранее объемов), но уточнила, что они должны согласовываться оператором и поставщиком продукции. А отказ в таковых должен быть обоснован.
По мнению «Газпром нефти», проект необходимо дополнить порядком ежеквартальной корректировки годового графика по результатам фактической сдачи нефти. Функцию контроля достоверности годовых заявок в части общего объема следует возложить на «Транснефть». Список направлений, по которым будут осуществляться снятие и увеличение экспортных графиков, необходимо ограничить морскими портами (Приморск, Новороссийск, Усть-Луга), а объемы годовых графиков по нефтепроводу «Дружба» и в ближнее зарубежье не корректировать, поскольку по этим поставкам компании имеют более жесткие обязательства в части гарантированных объемов.
Представители «Лукойла», «Башнефти» и «Ассонефти» от комментариев отказались. Пресс-секретарь «Транснефти» Игорь Демин пояснил, что трубопроводная монополия скептически относится к идее составления ею квартальных графиков экспорта нефти и считает, что Минэнерго вполне справляется с этой функцией. Однако компания будет исполнять решение правительства, если оно посчитает нужным принять предложенные ФАС изменения в правила.
Наиболее эмоционально и жестко свои возражения против законопроекта выразило Минэнерго, в итоге не согласовав инициативу ФАС.
Как сообщил представитель Минэнерго, ведомство считает необходимым сохранить существующий порядок формирования квартальных графиков транспортировки нефти. Причины в сложностях долгосрочного планирования распределения возможности прокачки топлива по системе «Транснефти», невыполнении годовых заявок нефтяных компаний по сдаче нефти в систему, трудностях определения базы расчета для формирования годового графика транспортировки нефти.
— Необходимо отметить, что поставки нефти по отдельным экспортным направлениям (порт Козьмино, Беларусь, Казахстан, Чехия, Польша) являются премиальными по отношению к другим направлениям экспорта, поэтому для исключения спорных вопросов между нефтяными компаниями и «Транснефтью» считаем необходимым сохранить государственное участие при формировании графиков транспортировки нефти по всем направлениям, — говорит представитель Минэнерго.
Кроме того, для «Транснефти» существует конфликт интересов при формировании графика по направлениям отгрузки, что способствует попыткам искусственного стимулирования поставок нефти по одним направлениям в ущерб другим в связи с задачей достижения окупаемости проектов БТС-2 и ВСТО (порт Козьмино), считают в Минэнерго.
Представитель «Транснефти» Игорь Демин подчеркнул, что трубопроводы БТС-2 и ВСТО строились по инициативе правительства и компания распределяет их мощности в интересах государства.
Минэкономразвития также за то, чтобы оставить Минэнерго его нынешние полномочия. Министерство предлагает отправить проект изменения правил на доработку. По мнению ведомства, текущая редакция документа позволяет сделать вывод, что установленные и согласованные Минэнерго годовые графики экспорта нефти могут свободно изменяться по договоренности оператора и поставщика. Это может привести к тому, что поквартальные объемы прокачанной нефти могут значительно отличаться от установленных Минэнерго годовых объемов транспортировки, считают в Минэкономразваития.
Несмотря на все замечания, ФАС всё же надеется уже на будущей неделе внести документ на рассмотрение правительства. По словам Дмитрия Махонина, начальника управления контроля топливно-энергетического комплекса ФАС, документ уже согласован с Федеральной службой по тарифам, а также проходит согласование в Минюсте. Он вырабатывался в интересах участников рынка. По словам чиновника, профильный отдел Минэкономразвития с незначительными замечаниями ранее согласовал законопроект, а предложение отправить документ на доработку дал другой департамент ведомства — отдел регулирования. Дмитрий Махонин считает возражения Минэнерго неконструктивными. По его словам, чиновники ведомства для обсуждения спорных вопросов были приглашены на согласительную комиссию в ФАС, но не явились. Он говорит, что очередное совещание с Минэкономразвития по этому документу запланировано на пятницу, а уже в начале будущей недели документ предполагается внести в правительство, которое решит, возвращать ли его на доработку, класть на полку или рассматривать на уровне профильных вице-премьеров.