Судану грозит бензиновая революция

Судан, избежавший серьезных волнений в разгар "арабской весны", захлестнули антиправительственные демонстрации. Поводом для них стало резкое повышение цен на топливо. Впрочем, участники акций протеста выдвигают и политические требования: они считают, что президент Омар аль-Башир, правящий страной с 1989 года, должен уйти в отставку.
Беспорядки начались в понедельник в штате Эль-Гезира, расположенном к югу от Хартума, а затем перекинулись и на другие районы страны. По словам очевидцев, демонстранты громили здания и автозаправки, переворачивали и поджигали автомобили. В ответ полицейские применяли не только слезоточивый газ, но и табельное оружие. К такому выводу пришли, в частности, суданские врачи: они утверждают, что большинство жертв волнений умерли от огнестрельных ранений (по последним данным, всего погибших более 40). Самые ожесточенные столкновения происходили в столичном районе Омдурман. Как заявил "Ъ" российский дипломатический источник в Хартуме, в окрестностях посольства РФ в эти дни обстановка была спокойной.

По словам собеседника "Ъ", антиправительственные выступления не были организованы оппозицией, а стали спонтанной реакцией на решение властей об отмене топливных субсидий: на их обеспечение уходило более 75% доходов государства от сбора налогов. Такой шаг вызвал одобрение МВФ, но разозлил суданцев: цены на бензин и дизельное топливо моментально выросли практически в два раза.

Начав с экономических требований, участники акций протеста перешли к политическим: роспуску правительства и отставке президента Омара аль-Башира, который непрерывно руководит страной с 1989 года. Судан — одно из немногих государств Северной Африки, которое практически не было затронуто "арабской весной". Тем не менее в Хартуме учли ошибки своих соседей. В среду вечером на всей территории страны был отключен интернет. Таким образом власти попытались помешать распространению информации об акциях протеста и нарушить координацию между их участниками.

Борьба с первопричинами народного недовольства потребует от правительства аль-Башира куда больших усилий. В первую очередь необходимо остановить рост дефицита госбюджета, снизить уровень инфляции (сейчас она составляет около 40% в год) и ликвидировать острую нехватку валюты. Во многом проблемы возникли после отделения в 2011 году Южного Судана: на его территории остались три четверти нефтяных месторождений распавшегося государства.

Политический антагонизм между властями двух стран отразился и на нефтяной отрасли. В июне этого года Хартум в очередной раз запретил транспортировку южно-суданской нефти через свою территорию. Тем самым он наказал и южан, и себя: доходы от транзита энергоносителей составляли значительную часть поступлений в бюджет.

А уже в скором времени нефтепровод, связывающий месторождения Юга с терминалами в прибрежном городе Порт-Судан, могут вообще оказаться бесполезными. Южный Судан намерен переориентироваться на Кению, на территории которой в акватории Индийского океана строятся крупный порт и нефтеперерабатывающий завод. Когда они вступят в строй, нефть пойдет в обход Судана, сделав его экономическое положение еще более плачевным.

Участники антиправительственных акций уверены: нынешнее руководство Судана не в состоянии исправить ситуацию. Хотя бы потому, что находится в дипломатической изоляции. В первую очередь речь идет о президенте аль-Башире, ордер на арест которого Международный уголовный суд выдал еще пять лет назад.

Суданский лидер, обвиняемый в причастности к геноциду в провинции Дарфур, планировал выступить на Генассамблее ООН, однако в последний момент отказался от поездки в Нью-Йорк из-за опасений ареста. Очевидно, что в таких условиях развивать международные связи Судану крайне проблематично. Что подтвердил и нынешний топливный кризис: ни один из немногочисленных иностранных партнеров Хартума не пришел ему на помощь. Даже Китай, который суданцы привыкли считать главным спонсором.

Архив новостей

<< < Сентябрь 2013 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 28 29
30