Наталья Комарова: Трудной нефти нужны налоговые льготы
- 04-18-2013
Российские власти надеются удержать нефтедобычу в стране за счет разработки шельфа, обещая первопроходцам стимулы в виде тех же налоговых льгот. Но добывать там значительно труднее и дороже, чем на суше. Ресурсы акватории оценивается в 100 миллиардов тонн условного топлива, существенную часть которого составляет газ. В то время в ХМАО, по словам Комаровой, сосредоточено около 100 миллиардов тонн сибирской нефти. Правда, из этих 100 миллиардов около 70 приходится на трудноизвлекаемую, добыча которой также требует огромных инвестиций в новые технологии.
Последние пять лет добыча нефти в Югре, на долю которой приходится более половины российской и 7% мировой нефтедобычи, а также 5% мировых запасов сырья, стагнирует из-за истощения месторождений. В 2012 году в регионе было произведено 260 миллионов тонн нефти, что составило более половины всего российского объема добычи. Прогноз на 2013 год - 252 миллиона тонн.
"Старение месторождений мы будем наблюдать до тех пор, пока не будут применяться инновационные технологии", - считает Комарова, которая возглавляет регион три года и готова идти на очередной губернаторский срок в 2015 году.
В то же время за полвека добычи нефти в Югре компании извлекли лишь треть запасов. При текущих темпах нефтедобычи и технологиях нефтересурсов в регионе хватит еще на 100 лет, говорит Комарова, ссылаясь на исследования ученых.
"Трудная" нефть, себестоимость которой, по оценке нефтяников, в разы выше, чем у традиционной, сосредоточена в недрах Баженовской, Тюменской и Ачимовской залежей.
По словам губернатора, если трудная нефть не получит обещанных налоговых льгот, добыча сырья в ХМАО снизится в 2018 году до 239 миллионов тонн.
По оценкам ученых, только Баженовская свита, запасы которой оцениваются на уровне 3 миллиардов тонн нефти, при текущей налоговой системе к 2020 году будет дополнительно давать 2,5 миллионов тонн нефти в год, а с обещанными льготами прирост составит 20-30 миллионов тонн. Добычу на этом участке сейчас ведут Сургутнефтегаз, дочка Лукойла - Ритэк и Роснефть. В 2012 году на Баженовской свите добыто около полумиллиона тонн нефти.
Полученные в 2011 году нефтяными компаниями региональные льготы по налогу на прибыль и имущество высвободили около 20 миллиардов рублей в год. Их вложили в инновации, что, как утверждает губернатор, помогло Югре замедлить сокращение добычи. Наталья Комарова называет такую политику "понуждение пряником», и заверяет, что она дает результат, «даже несмотря на снижение добычи".
Губернатор ХМАО надеется, что новые технологии в регион принесут СП Роснефти и американской ExxonMobil, а также Газпромнефти и англо-голландской Royal Dutch Shell, объединившихся, чтобы добывать в России "трудную" нефть.
Сейчас в ХМАО тестируются китайские технологии химического заводнения. Регион также планирует внедрить немецкие разработки утилизации попутного нефтяного газа (ПНГ). Пока ХМАО удается утилизировать 89% ПНГ при обязательном показателе в 95%.
Пообещав нефтяной отрасли налоговые послабления ради поддержания уровня добычи, власти, пытающиеся найти источники для латания бюджетных дыр, в этом году всерьез задумались над обратным - увеличением налоговой нагрузки на нефтянку. Глава региона считает, что это ужесточение станет тяжелым бременем для отрасли.
"Я уверена, что будет принято взвешенное решение", - говорит Наталья Комарова.