В Румынии возобновились акции протеста против добычи сланцевого газа
- 04-17-2013
Манифестации были развернуты после того, как премьер-министр Румынии Виктор Понта заявил, что страна не хочет импортировать российский газ по текущей цене, и выходом может стать добыча сланцевого газа, продолжает Realitatea. "Я за такую добычу, если в Румынии сланцевый газ будет найден, но естественно, в условиях охраны окружающей среды. Я не хочу импортировать газ из России по текущей цене и не хочу, чтобы мы были зависимы от импорта", - сказал он в эфире Antena3. В то же время, по оценкам главы правительства, добыча газа из сланцев станет возможна только через 5 лет, а при разработке предполагаемых месторождений следует применять американские и европейские стандарты охраны экологии. Стоит отметить, что работы по добыче сланцевого газа в Бырладе уже несколько раз прерывались из-за акций протеста местного населения, выходившего на многотысячные митинги, подводит итог издание.
Напряженность в обществе и политические заявления на тему добычи сланцевого газа в Румынии являются частью спектакля местного характера с весьма предсказуемой развязкой, пишет Business24. Решение в пользу этой процедуры является вопросом времени, а не вероятности, если брать во внимание экономическое и геостратегическое значение в Европе, а также переменчивость румынских политиков. В апреле 2012 года Виктор Понта встал во главе исполнительной власти, высказывая жёсткую критику относительно добычи сланцевого газа и с заявленным намерением объявить мораторий на такую деятельность. А уже сегодня тот же Виктор Понта совершает крутой вираж: "Я выступаю за проведение разведывательных работ, поскольку раньше, чем через пять лет, речи о добыче идти не может. И если в результате этих разведок выяснится, что Румыния может добывать сланцевый газ в условиях безопасности для экологии, то я буду за".
Какова ставка для Румынии? - продолжает Business24. По общим оценкам, в Румынии, Болгарии и Венгрии находятся месторождения, содержащие 538 миллиардов кубометров сланцевого газа, как отмечается в докладе информационного агентства по энергетике США. Хотя о заинтересованности в этих ресурсах заявили несколько компаний, например MOL, OMV или Romgaz, наиболее активным в этом плане на данный момент остаётся американский Chevron, который обладает концессией на территориях в Васлуе и Констанце. Глава Chevron в Румынии Том Холст объявил о планах начать разведывательные работы в Васлуе и сбор сейсмических данных в Констанце во второй половине 2013 года. Прямые инвестиции в более чем $80 млн. на четыре года могут быть привлечены только на разведку сланцевого газа в регионе Добруджа, согласно подсчётам Национального агентства минеральных ресурсов, а если учитывать почти в три раза большие площади в Васлуе, то инвестиции на разведку можно оценить в $300 млн. К этим суммам можно добавить дополнительные прибыли, которые принесут соответствующие предприятия, развивающиеся в этом районе, а также - создание новых рабочих мест.
Потребление природного газа составляет порядка 30% национального энергопотребления страны, при этом 25% в настоящий момент импортируется из России, пишет Business24. В дальнейшем импорт будет лишь увеличиваться по мере того, как будут исчерпываться собственные ресурсы в течение ближайших 10-15 лет. По мнению консультанта по энергетике Ионуца Пурикэ, с началом добычи сланцевого газа, который мог бы заменить российский импорт, государство могло бы ежегодно экономить порядка $2 млрд. (около 1,5% ВВП).
"Моду" на добычу сланцевого газа задали американцы, продолжает Business24. Результаты их усилий и вложений в эту область впечатляющие: по данным The Guardian, газ подешевел в шесть раз за пять лет, а выбросы CO2 снизились до уровня 1992 года. По оптимистическому сценарию, к 2025 году сланцевый газ будет составлять 30% мировой энергетической корзины и 35% к 2040 году, опередив нефть и став самым важным источником энергии на планете. Это будет означать энергетическую независимость для США и снижение влияния России на Европу, то есть значительную победу в "холодной войне" ресурсов. В некоторых международных экономических кругах дебаты на тему добычи сланцевого газа уже не формулируются в категориях преимущества - риски, но достаточно ли "рентабельна" Европа чтобы уравнять "американскую революцию". Низкая рентабельность добычи газа в Европе обуславливается более жесткими экологическими нормами и различными геологическими условиями, что может увеличить издержки производства на 40%. "Если не воспользоваться этими ресурсами, Европе останется только сжигать уголь из США и импортировать сланцевый газ, а политика контроля над выбросами станет ненужной. Европа станет состарившимся континентом, в пригороде российско-китайско-индийско-азиатской гегемонии, с департаментами, занимающимися иммигрантами, и энергетика не будет находиться в руках европейцев", - отмечает консультант по энергетике Ионуц Пурикэ.
Если мы сегодня либерализуем рынок, цены на газ не поднимутся до уровня цены импорта у "Газпрома" (которая достигает $500), пишет Revista22. Petrom будет продавать газ гораздо дешевле по сравнению с другими, поскольку они добывают попутный нефтяной газ, то есть, по сути, сопутствующий продукт. Romgaz бы тоже продавал дешевле, чем "Газпром". "Газпром" снизил бы свои цены, также как и GDF, у которой мы импортируем через венгров. Возможно, цена снизилась бы до уровня $300-350 за 1000 м3, но никак не $500. Если рынок начнёт функционировать, то со временем будут появляться новые игроки. Газ из Черного моря (найденные на отсуженном в 2009 году Румынией у Украины черноморском шельфе потенциальные залежи газа в данный момент исследуются на предмет рентабельности их добычи, которая в случае успешного завершения этого процесса может начаться только к концу десятилетия - прим. ИА REGNUM), сланцевый газ. Больше импортируемого газа с Запада. Если же нет, то новых инвестиций нам не видать.
Если стоимость газа будет больше для промышленных потребителей, они начнут беспокоиться об энергоэффективности, продолжает Revista22. Давайте внесем ясность: главные промышленные потребители - три предприятия InterAgro, Azomureș и Elcen. Эти три предприятия потребляют столько газа, сколько все бытовые потребители вместе взятые. Продавать InterAgro & Co дешёвый газ будет означать, что мы будем содержать эту компанию из своего кармана, так как именно мы - народ - владеем 80% Romgaz и 20% Petrom. То есть народ субсидирует самого богатого человека в Румынии (Иоан Никулае, владелец группы InterAgro, по данным журнала Forbes на 2013 год, имеет состояние в $1,1 млрд и занимает первое место в десятке румынских миллиардеров - прим. ИА REGNUM). Это в условиях, когда 50% людей не имеет даже доступа к газу!
Либерализацию рынка можно провести мгновенно, без дополнительных затрат со стороны бытовых потребителей, пишет Revista22. Если Romgaz будет продавать газ по цене в 2-3 раза выше, чем на сегодняшний день, то довольно приличная сумма поступит в госбюджет - та часть, которая не реинвестируется. 20% прибыли Petrom принадлежит государству. Далее мы можем применить повышенное налогообложение: дополнительные прибыли Petrom и Romgaz можно разделить между государством и компаниями - другими словами, мы можем брать больше денег с Petrom чем 20% дивидендов и 16% налога на дополнительную прибыль. Из этих денег государство может оплачивать половину, три четверти или 90% от суммы фактуры каждого бытового потребителя. Этот механизм уже используется для фактур по отоплению для определённой части потребителей, так что это довольно легко сделать. И это совершенно законно и абсолютно совместимо с директивами ЕС.
Почему этого не делается? - продолжает Revista22. Потому что нам нужны "регулируемые цены", чтобы оправдать низкую цену на газ для таких, как Никулае из InterAgro. То есть ссылка на регулируемую цену является ложной, служит лишь на благо "шустрых ребят". Возможность экспорта газа будет означать немедленную либерализацию рынка (Румынское Национальное агентство по регулированию в энергетике в конце марта издало распоряжение о снятии существовавшего до сих пор запрета на экспорт природного газа из Румынии в другие страны. Решение принято во исполнение требований Европейской комиссии и взятых на себя Румынией обязательств перед Евросоюзом - прим. ИА REGNUM). Вот почему "шустрые ребята" этому противятся. На самом деле, те, кто выступают против экспорта газа (что заведомо невозможно, если мы хотим быть в ЕС), на самом деле, препятствуют тому, чтобы мы составили конкуренцию "Газпрому" в Молдавии (Согласно распоряжению Национального агентства по регулированию в энергетике, экспорт природного газа из Румынии возможен как в страны-члены ЕС, так и в государства, не входящие в европейское сообщество, в частности - в Молдавию. К концу текущего года власти Румынии и Молдавии намерены завершить строительство газопровода Яссы-Унгены, призванного объединить газотранспортные системы двух стран. Молдавия рассчитывает на "диверсификацию поставок газа" в республику за счет объединения своей газовой системы с румынской. В то же время сама Румыния не покрывает свои потребности в газе из собственных источников и импортирует из России от 22% до 42% от объема потребляемого газа - прим. ИА REGNUM). Вот почему мы не спешим с трубопроводом Яссы-Унгены, хотя это проект по сути пустяковый в денежном эквиваленте. Haraşo! - подводит итог издание, очевидно намекая на "русский интерес" в таком развитии событий.
Энергетическая независимость является столь важной целью, что Румыния не может позволить себе её упустить, пишет Capital. Энергетическую войну так же важно выиграть, как преодолеть сегодняшний финансовый кризис. Способность страны обеспечить своим гражданам необходимые энергетические объёмы может означать выживание экономики, и не только во времена глобального кризиса. Кроме того, нам больше воздуха нужны инвестиции, особенно иностранные. Энергетический сектор за последние годы привлёк достаточно фондов, только ветроэнергетические проекты собрали 1,5 миллиарда евро за последние два года. Потенциал Румынии, однако, гораздо выше, и вопрос энергетики довольно широкий. Благодаря альтернативным инвестициям сегодня у нас есть и фотоэлектрические панели, и сланцевые нефть и газ.
Газовые резервы Румынии можно значительно увеличить, если утвердить добычу сланцевого газа, продолжает Capital. К сожалению, технология гидроразрыва довольно спорна и, как любая инновация в области разведки и добычи природных ресурсов, привлекает эмоциональный интерес тех, кто в принципе против использования какого бы то ни было ископаемого топлива. Это означает, что проекты могут быть отсрочены ещё до того, как окажутся неэффективными с финансовой точки зрения. Проблема наивысшего порядка - энергетической независимости страны и иностранных инвестиций, однако, остаётся неразрешённой.
Инвестиции необходимые на разведку и добычу достигают сотен миллионов евро в год, пишет Capital. Поскольку в области добычи сланцевого газа или нефти не стоит вопрос государственной поддержки, румынские власти могли бы перенять опыт Польши в том, что касается законодательства в этой области. Польское законодательство считается наилучшей моделью для европейских стран, а также Польша стала первой страной в Европе, начавшей добычу сланцевого газа. Для энергетического сектора Румынии следует разработать комплексную политику, которая будет включать в себя проекты для всех областей. А привлечь инвестиции в энергетику намного проще, чем в другие отрасли промышленности, - инвестиции, без которых экономика остается в состоянии стагнации, а то и спада, подводит итог издание.