Сергей Пикунов: Изменения в природоохранное законодательство жизненно необходимы
- 10-21-2013
- Сергей Владимирович, вы еще на конференции оппонировали многим выступающим. Что вызывало ваш протест?
- Организаторы вынесли на широкое обсуждение действительно актуальные темы для округа - отходы бурения и аварийное загрязнение. Но я бы хотел узнать на конференции, как нефтяники собираются бороться с данными проблемами. Этого не произошло. У нас получилось «отчетно-выборное» собрание: нефтяники рассказывали, как у них все хорошо, и каких успехов они достигли. А ведь кардинально ничего не поменялось! Три тысячи аварий за год в округе – это наша действительность. По отходам бурения просто вакханалия какая-то.
- Но в данном случае ученые предлагают конкретное и уже апробированное решение вопроса - лесную рекультивацию…
- Я вообще не понимаю такого термина – «лесная рекультивация». Есть термин «рекультивация», в том числе и шламовых амбаров. Она проходит в три этапа: технический, биологический и заключительный этап - фиторекультивация, когда на очищенную почву высеваются одно- и многолетние растения.
Разговор о лесной рекультивации идет по сути лет 15. Уже оскомину набило. Вот и на конференции представители уважаемых научных организаций взялись нахваливать лесную рекультивацию. Но нефтяные компании при всем своем мощном лобби почему-то не могут эту технологию протащить через экологическую экспертизу. Значит, есть в ней какая-то проблема. Все-таки при экспертизе широкий круг специалистов, которые понимают, к чему может привести тиражирование технологии в широком масштабе.
Самое главное, я не услышал на конференции четкого ответа на вопрос – что же все-таки делать с буровым шламом. Ведь даже после так называемых «рекультиваций» отходы не перестают быть отходами.
- Конференция все-таки не может ответить на все вопросы. Но ее участники видели причину многих проблем в расплывчатости и противоречивости природоохранного законодательства. И с этим даже вы согласились.
- Законодательство может нам нравится или нет, но мы живем по закону и исполняем его. Да, где-то законы противоречат друг другу. Об этом и нужно говорить на конференции, а не обсуждать метод рекультивации (для этого есть другое время и место – например, на стадии проведения экологической экспертизы).
Мне не нравится как исполнителю, когда Водный кодекс противоречит Лесному кодексу, а им обоим противоречит Земельный кодекс. Три важнейших документа, имеющих отношение к природопользованию, по-разному трактуют природные объекты. Получается, что болото – это одновременно и водный фонд, и лесной фонд, и земельный участок. А по факту болото - что-то другое. Болотные системы Югры вообще специфичны и крайне ранимы. Они требуют особого подхода, при использовании их надо выделять в особую категорию и писать отдельный закон, посвященный болоту.
С бытовыми отходами проблема еще сложнее. 89-ФЗ запрещает размещать отходы на землях поселения. Значит, нужно идти с ними в лес. А Лесной кодекс трактует, что таких видов использования лесного фонда, как размещение отходов, нет. Куда бедным муниципалам податься? Они заведомо поставлены в ситуацию нарушения.
Изменения в природоохранное законодательство жизненно необходимы. Но сделать это на региональном уровне нельзя – нет у нас таких полномочий. Путь законодательных инициатив долог и часто бесперспективен.
- Если результат мероприятия можно выразить словами «поговорили и забыли», значит, и конференции проводить не стоит?
- Такая дискуссионная площадка всегда нужна. Но круг заинтересованных лиц нужно подбирать.
- Расширять?
- И расширять, и расставлять, т.е. еще на стадии подготовки определяться с темами докладов с каждым участником - что хотите от него услышать .
Тема, за которую взялся «Самотлор-Экспресс», актуальна. Уверен, что такие конференции будут проходить и в дальнейшем. Рекомендую организаторам обязательно приглашать специалистов из Министерства природных ресурсов. Они законодатели мод в данном вопросе. Также интересно узнать, какие законопроекты готовят депутаты Государственной Думы РФ, причем узнать из первых рук. В Госдуме комитет по природным ресурсам, природопользованию и экологи возглавляет Владимир Иванович Кашин. Его первый заместитель – Валерий Афонасьевич Язев. Для такого региона, как Югра, думаю, российские парламентарии могут выбрать время, побывать на столь актуальном мероприятии, выслушать наши предложения.
А так получается, что мы варимся в собственном котле.