Минприроды упростит получение лицензий на ГРР
- 10-21-2013
В настоящее время геологическое изучение недр проводится либо на государственные деньги, либо на деньги недропользователей. В последнем случае участок должен быть сначала включен в перечень объектов геологического изучения. Этот перечень публикуется, после чего компании могут подавать заявки на получение лицензии на конкретный участок. Если заявок несколько, проводится аукцион, однако в любом случае получение лицензии зависит от решения комиссии Роснедр. Если компания хочет изучить участок, которого нет в перечне, она может подать заявку на его включение, но это никак не гарантирует ей впоследствии получение разведочной и тем более добычной лицензии.
Заявительный порядок, который предлагает ввести Минприроды, гораздо проще: лицензию на геологоразведку получает компания, первой подавшая документы. Однако такой способ получения лицензии предлагается только для практически неизученных территорий, по которым нет данных о запасах и прогнозных ресурсах категорий Р1 и Р2 того вида полезного ископаемого, на который выдается лицензия.
Новая схема, как надеются в Минприроды, должна переломить негативную тенденцию с приростом запасов, особенно по твердым полезным ископаемым. «Существующая структура прироста запасов неоптимальна, поскольку запасы увеличиваются в основном за счет переоценки существующих месторождений, а не открытия новых»,— говорит аналитик Sberbank Investment Research Валерий Нестеров. Предложенная Минприроды схема будет актуальна прежде всего для поиска месторождений золота и серебра, считает Александр Багин из ВШЭ. Глава Союза золотопромышленников России Сергей Кашуба сказал “Ъ”, что поддерживает введение заявительного принципа, если это позволит сократить временные и административные издержки. «Сегодня на получение лицензий на ГРР за счет собственных средств мы тратим от полутора до двух лет, что является полным абсурдом для инвестора»,— говорит он. По мнению господина Кашубы, заявительный принцип следует распространить на все регионы Дальнего Востока и Забайкалья.
Впрочем, хотя заявительный порядок упрощает получение геологоразведочной лицензии, он не гарантирует недропользователю автоматическое получение лицензии на добычу в случае открытия месторождения, что снижает привлекательность всей схемы. Инвестору все равно придется обращаться в комиссию Роснедр, а если открыто месторождение федерального значения, потребуется разрешение правительства. «У нефтяников проблемой является то, что поиски новых месторождений становятся все более затратными, а доступ к освоению крупных месторождений, например, для иностранных инвесторов ограничен»,— подтверждает Валерий Нестеров. У золотопромышленников аналогичные проблемы, говорит Сергей Кашуба: установленный в настоящее время рубеж в 50 тонн запасов рудного золота, свыше которого месторождение относится к участкам недр федерального значения, уже привел к тому, что за пять лет действия этой нормы ни одного месторождения с запасами более 50 тонн открыто не было.