Транснефть предлагает поднять тариф по ВСТО на 20%
- 11-07-2013
Восточное направление является суперпремиальным: нетбэк (экспортная цена за вычетом налогов и транспортного тарифа) здесь выше на $35-40 за 1 т, чем при поставках в Европу. «Компании рвутся поставлять нефть на Дальний Восток, потому что это выгодно», — говорит один из собеседников. Сейчас Минэнерго, «Транснефть» и нефтяные компании обсуждают расширение пропускной способности нефтепровода ВСТО, говорил недавно президент «Транснефти» Николай Токарев.
«Ведомостям» удалось ознакомиться с планами компаний относительно ВСТО (сейчас мощность трубы — около 30 млн т в год). Согласно им монополии не хватит трубопроводных мощностей уже к 2020 г. Так, по ВСТО-1 (участок от Тайшета до Сковородино) при планируемой мощности в 80 млн т нефтяные компании хотят перевозить 87,8 млн т, а к 2030 г. — 91,7 млн т (см. таблицу). Министр энергетики Александр Новак недавно пообещал компаниям доступ к трубе. «Равный доступ у нас в стране еще никто не отменял, — сказал он. — Все, кто будет добывать нефть в Восточной Сибири, будут иметь возможность поставлять ее в данный нефтепровод» (цитата по «Интерфаксу»).
Но нефтяники хотят поставлять нефть не только восточносибирскую, но нефть Западной Сибири. В 2014 г. доля западносибирской нефти в трубе составит около 50%, а к 2030 г. увеличится до 70%. Идея «Транснефти» в том, чтобы не дать существенно сократиться экспорту нефти в Европу и не испортить качество ESPO (малосернистая нефть, поставляемая по ВСТО), говорит источник. Сорт ESPO формируется с учетом поставки нефти с месторождений Центральной (в частности, Ванкорское месторождение) и Восточной Сибири, а также Томской области. «Ни сегодня, ни в ближайшей перспективе (2015-2017 гг.) мы не видим причин для ухудшения качества нефти на этом направлении. Качество нефти, заявляемое к сдаче в новые трубопроводы Заполярье — Пурпе и Куюмба — Тайшет, также укладывается в характеристики сорта “ВСТО” (сера — до 0,65%, плотность — до 850 кг/куб. м)», — говорит представитель Минэнерго. Представители нефтяных компаний — «Роснефти», «Лукойла», «Газпром нефти» — отказались комментировать инициативу «Транснефти».
По оценке содиректора аналитического отдела «Инвесткафе» Григория Бирга, рост тарифа на 450 руб. за 1 т приведет к росту транспортных издержек, например, «Роснефти» на 9-10 млрд руб. в год. «Есть публичное озвученное мнение вице-премьера по ТЭКу Аркадия Дворковича, который сказал, что в 2014 г. повышать тарифы для “Транснефти” не будут. Это факт», — напомнил источник в крупной нефтяной компании. Если тариф будет повышен, восточное направление станет менее привлекательным и, возможно, не потребуется расширение трубопровода, говорит собеседник в другой компании. Аналитик ИФД «Капиталъ» Виталий Крюков не согласен: восточное направление не потеряет привлекательности из-за роста тарифов. А вот краткосрочные контракты с европейскими потребителями скорее всего будут пересмотрены, а объем поставок по нефтепроводу «Дружба» сократится (сейчас — 66,5 млн т). В Минэнерго уверены, что этого не произойдет. Пресс-секретарь Аркадия Дворковича, представители Минэнерго и «Транснефти» комментировать возможное повышение тарифа не стали. Их коллега в ФСТ на запрос «Ведомостей» не ответил.