Александр Шпильман: Удержать добычу нефти на уровне более 200 млн.т в Югре - задача вполне выполнимая
- 11-01-2013
- Правительство округа обеспечило Центру финансовую стабильность, и это принципиальное решение принимала лично губернатор Наталья Владимировна Комарова. Всегда очень внимательны к предложениям и проектам Центра, к его потребностям первый заместитель губернатора Александр Михайлович Ким, курирующий нас заместитель губернатора Сергей Михайлович Полукеев, директор департамента по природопользованию ХМАО Владимир Викторович Коркунов, и многие, многие другие.
Поддержка со стороны правительства ХМАО-Югры заключается, прежде всего, в поддержке тех работ и направлений, которые мы ведем. В частности, когда Центр обратил внимание на баженовскую свиту, Наталья Владимировна поставила конкретные задачи по ее исследованию. Что важно - это вызвало синергетический эффект, и баженом заинтересовались многие добывающие компании.
- На баженовскую свиту сейчас возлагаются большие надежды. В то же время многие ученые и практики говорят, что нужно обратить внимание на ачимовку. Какой выбор в этой ситуации делает ЦРН?
- В округе - около десятка нефтегазоносных комплексов, и мы не противопоставляем один комплекс другому. Каждый требует своего подхода, каждым нужно заниматься.
Интересен доюрский триас. Это Рогожниковское месторождение. Сейчас туда выходит Сургутнефтегаз. Мне кажется, там будут открытия, реальные открытия совершенно новой, доюрской нефтеносности.
Что касается бажена - возможно, его освоение потребует очень много времени. Сейчас из бажена добывают полмиллиона тонн. Думаю, что в ближайшем обозримом будущем эта цифра поднимется до 7 – 10 млн. тонн в год. Для самой богатой нефтегазовой провинции мира такая цифра - немного. Тем не менее, если думать о перспективе, баженом нужно заниматься именно сегодня.
Геологи тем и отличаются от обычных людей: они редко живут сегодняшним днем, они устремлены в будущее, и для них нормально смотреть на перспективу в 20-30-50 лет.
- Какими приоритетными исследованиями Центра Вам бы хотелось сейчас заинтересовать добывающие предприятия, властные структуры?
- В первую очередь мне хочется убедить наши нефтяные компании проявить интерес к технологиям физико-химического воздействия на пласт с помощью различных реагентов – ПАВ, кислоты, щелочи. Мы очень плотно сотрудничаем с французским Нефтяным институтом. Совместные расчеты доказали, что применять полимеры на наших месторождениях - выгодно. Это увеличивает КИН примерно на 15%, что означает несколько миллиардов тонн дополнительной нефти из уже разрабатываемых залежей в масштабе всей Югры.
Конечно, эти технологии требуют создания химических производств и испытаний на керне. Но они обеспечивают действительно рациональное пользование недрами. А это - важнейшая задача государственного масштаба.
Правительство округа мне хотелось бы убедить в том, что исследования баженовской свиты невозможны без очень глубоких исследований керна. И не просто на тех приборах, которыми мы стандартно привыкли измерять пористость и проницаемость. В данном случае требуется электронный микроскоп и много нового оборудования.
В породе, которую называют сланцами, поры есть, но они очень маленькие. Еще не нанометры, но где-то рядом. В них возникают совершенно другие капиллярные эффекты. Понятие проницаемости при таких порах приобретает другой смысл. Изучение этого порового пространства, изучение взаимодействия породы, углеводородов, воды и минералов требует глубоких научных проработок. И все это - на микронных уровнях.
Как ни странно, но, чтобы понять, как добыть миллионы тонн нефти, требуется исследовать очень мелкие явления и вещи.
- Каковы сейчас перспективы нефтедобычи в Югре?
- Добыча в Югре снижается в настоящее время. Радует, что темпы снижения невысоки и составляют 1-2% в год. В 2012 году добыто 260 млн.т нефти и задача всей нефтяной отрасли – удержать добычу на уровне более 200 млн.т до 2030 года. Задача, кстати, вполне выполнимая.