Цены на бензин предложено регулировать
- 11-11-2013
На прошлой неделе в Госдуме предложили ряд новаций, которые могут кардинально изменить экономику нефтепереработки в России. В частности, была выдвинута идея запретить применение процессинга на российских НПЗ, сообщил «Интерфакс» со ссылкой на решения секции законодательного совета при комитете Госдумы по энергетике. По мнению участников заседания, работа заводов по этой схеме позволит повысить прозрачность ценообразования на рынке топлива.
Как пояснили источники “Ъ”, знакомые с ситуацией, секция законодательного совета комитета — экспертно-консультативный орган, его предложения могут использоваться комитетом, но пока никакого решения о судьбе предложений нет. На заседании секции, прошедшем под руководством первого зампреда комитета Василия Тарасюка, были как члены комитета, так и эксперты отрасли.
Под процессингом понимают переработку нефти по договору НПЗ с владельцем сырья, когда завод возвращает ему продукты нефтепереработки и получает плату за услуги. Беспроцессинговая схема заключается в покупке заводом нефти у компании, ее дальнейшей переработке и продаже. Сейчас почти на всех НПЗ крупных нефтекомпаний, за исключением ЛУКОЙЛа, используется схема процессинга с собственной нефтью.
В Минэнерго отказ от процессинговых схем, используемых крупными компаниями, поддержали. Министерство не в первый раз положительно высказывается по поводу такой инициативы, так как «отказ будет способствовать повышению прозрачности бизнеса», заявили в Минэнерго. Но, по словам главы Российского топливного союза Евгения Аркуши, от перехода на беспроцессинговую схему «мало что поменяется», это не повлияет ни на объемы, ни на цены нефтепродуктов. Источник “Ъ” на рынке пояснил, что «процессинг так же понятен и логичен, как и беспроцессинговая схема, потому что компании направляют информацию в Росстат о ценах как на сырье, так и на нефтепродукты». По его мнению, обоснованием предложений не могут быть и дополнительные налоговые отчисления. «При процессинге налог уплачивается один раз с продукта, а при беспроцессинговой схеме — дважды, при продаже нефти и при продаже нефтепродукта, но в последнем случае возвращается НДС, уплаченный при операции с сырьем»,— говорит он.
Кроме того, Госдума выступила с идеей отнести НПЗ к естественным региональным монополиям, что позволит регулировать цены на нефтепродукты (сейчас тарифы есть только для монополий «Газпром» и «Транснефть» на транспорт нефти и газа). В Федеральной антимонопольной службе сказали “Ъ”, что позиция ведомства «концептуально расходится» с предложениями депутатов. «Сейчас на рынке нет основания для регулирования цен на нефтепродукты: в условиях конкуренции их рост в течение последних лет находится на уровне инфляции, в то время как регулируемый сегмент не показывает такую же эффективность»,— пояснил заместитель руководителя службы Анатолий Голомолзин.
Депутаты также предложили обязать нефтекомпании формировать оптовые, мелкооптовые и розничные цены на нефтепродукты исходя из 15-процентной рентабельности в каждом сегменте. Источник “Ъ” на рынке пояснил, что осуществить это сложно из-за «особенностей структуры бизнеса каждой компании». «Общая норма рентабельности в опте и мелком опте составляет 30%, но доходность в каждом сегменте отдельно у каждой компании своя»,— говорит управляющий директор СПбМТСБ Павел Строков. Максим Назаров из Reuters отметил, что в рознице рентабельность 15% считается критической, обычно она около 20%.
Большинство нефтекомпаний отказались официально комментировать инициативы Госдумы. Источник в НК «Альянс» пояснил “Ъ”, что ее завод НК в Хабаровске использует процессинг на собственном сырье, но ставка процессинга определяется с участием ВЭБа в соответствии с кредитным соглашением. В ЛУКОЙЛе назвали предложения депутатов отходом от рыночной экономики. Источники “Ъ” в различных нефтекомпаниях также отнеслись к ним скептически. Один из них даже назвал их «идеями, приуроченными к прошедшему празднику 7 ноября».