Независимых нефтяников ущемили в размере налоговых льгот

Величина льгот по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для малых независимых нефтяных компаний в 5–20 раз ниже, чем для их крупных конкурентов. Такие данные содержатся в исследовании энергетического центра «Сколково», посвященном стимулированию развития малых и средних независимых нефтяных компаний в России (есть в распоряжении «Известий»). Исследование фонд подготовил по заказу ассоциации малых и средних нефтяных компаний «Ассонефть». Так, в Саратовской области на выработанных и действующих небольших месторождениях крупные компании получают вычет по НДПИ в размере 1,8 тыс. рублей с тонны, в то время как малые компании — всего 150 рублей. В Оренбургской области для основных игроков нефтяной отрасли льгота по НДПИ насчитывает 900 рублей с тонны нефти, а для малых — только 300 рублей. В то же время в традиционном нефтедобывающем регионе России — Коми — у «малой нефтянки» таких льгот нет вовсе, а крупные игроки отрасли получают налоговый вычет до 1,1 тыс. рублей с тонны при работе на месторождениях сверхвязкой нефти. Основные льготы по НДПИ нефтяники имеют в новых регионах добычи сырья: Восточной Сибири и Арктике, а также при разработке шельфовых месторождений федерального значения. Освоение таких запасов требует крупных инвестиций, поэтому малые компании редко входят в подобные проекты.
В условиях доминирования в нефтяной отрасли РФ крупных государственных нефтяных компаний независимые мелкие игроки этого рынка задались вопросом, как им развиваться в текущих рыночных условиях. Исследование энергетического центра «Сколково» показало, что потенциал развития у таких компаний есть, он связан с доразведкой запасов на действующих месторождениях. Однако, для того чтобы стимулировать компании к инвестициям в геологоразведку и использованию новых технологий, необходимо совершенствование налогового законодательства. В частности, нужно усовершенствовать механизм налоговых вычетов и налоговых кредитов с учетом интересов малых компаний и стимулировать инвестиции в геологоразведку путем доработки закона «О недрах».
Эксперты «Сколково» приводят в пример США. При сходных тенденциях в развитии минерально-сырьевой базы в наших странах доля малых независимых нефтяных компаний в добыче в США составляет 46% (в России только 2,8%), в разведочном и эксплуатационном бурении — 94%. В России же всего 250 небольших нефтяных компаний против 7 тыс. в США.
Российские негосударственные малые компании могут пойти по тому же пути, если начнут использовать новые технологии в своей работе, а также консолидировать на своем балансе так называемые хвостовые активы крупных компаний — небольшие месторождения с высокой степенью выработанности ресурсов. В этом случае, по прогнозам президента «Ассонефти» Елены Корзун, доля добычи малых нефтяных компаний может вырасти с 14,4 млн т в 2012 году практически вдвое — до 28–30 млн т нефти в год к 2030 году.
— Это может быть сделано в первую очередь за счет усиления темпов геологоразведки, которая уже сейчас идет более быстрыми темпами, чем у крупных компаний, — говорит Корзун.
Доля «малой нефтянки» в нефтяных запасах (по категории АBC1+C2) распределенного фонда недр составляет 5,2% от общероссийской, а доля в отраслевом поисково-разведочном бурении — 17%. Выработанность запасов составляет 18%, у крупных игроков рынка — 55%. Другими словами, независимые нефтяные компании в несколько раз быстрее, чем отрасль в целом, осваивают небольшие по размеру новые месторождения.
«Ассонефть» планирует разослать исследование по ключевым профильным ведомствам: Минфин, Минэкономразвития, Минприроды и Минэнерго.
В пресс-службе Минфина «Известиям» объяснили, что сегодня льготы по НДПИ предоставляются недропользователям по территориальному признаку расположения месторождений, а также для участков недр с трудноизвлекаемой нефтью или выработанными запасами без учета размера компании-недропользователя.
Директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Громов полагает, что потенциал российских малых и средних нефтяных компаний не может вырасти до уровня их развития в США, поскольку в России иная специфика развития нефтедобывающего сектора экономики.
— Основной упор делается на разведку и добычу углеводородов на новых средних и крупных месторождениях в сложных климатических условиях, что требует существенных капзатрат, которые могут себе позволить только крупные инвесторы, — поясняет Громов.
Он говорит, что малый и средний нефтяной бизнес развивать надо, увеличивая коэффициент нефтеотдачи на выработанных месторождениях мелких компаний за счет их доразведки и освоения глубоких горизонтов. Крупные компании редко осуществляют такие инвестиции, предпочитая брать «масштабом территорий месторождений». Но, для того чтобы бизнес вложился в новые технологии, нужно стимулировать это с помощью эффективного распределения налоговых льгот.
— Текущая шкала льгот по НДПИ неэффективна, поскольку ориентирована в основном на нужды крупных компаний и учитывает степень выработанности месторождений, регион их расположения и структуру запасов нефти на них, но не эффективность разработки запасов, — считает директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов.
Он предлагает подумать над системой льгот для малого и среднего бизнеса с целью стимулирования роста коэффициента нефтеизвлечения на истощенных месторождениях с текущих 30% в среднем по отрасли до 45% по аналогии с США. И давать эти льготы, если компания эффективно работает на выработанных месторождениях.

Архив новостей

<< < Декабрь 2013 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31