Александр Новак: Это неправда, что мы сидим на нефтяной игле
- 12-20-2013
В приемной у главы Минэнерго Александра Новака работающая модель тепловой парогазовой станции. Нажимаешь кнопку «Старт», и сразу ясно, как у нас в стране вырабатывается электричество. Сама модель ток, конечно, не дает, а лишь потребляет. Впрочем, как и энергоэффективные лампочки, встроенные в потолок кабинета. Но нас интересовали куда более прозаичные темы. Будут ли расти тарифы на электроэнергию? Как россиян будут приучать экономить ресурсы? Насколько сильно мы зависим от цен на нефть? И почему продолжает дорожать бензин? Все эти вопросы в преддверии Дня энергетика (22 декабря) мы задали нашему собеседнику.
«О ВЕЕРНЫХ ОТкЛЮЧЕНИЯХ СВЕТА ВСЕ ЗАБЫЛИ»
- Александр Валентинович, со следующего года по всей России планируется ввести социальную норму потребления электроэнергии. В народе эту меру прозвали «энергопайком». Зачем вообще это нужно?
- По нашей задумке, социальная норма потребления должна приводить к экономии электроэнергии, к бережному отношению к ресурсам. Многие у нас пугаются новшеств. По сути, это введение двуставочного тарифа. Стоимость определенного количества кВт/ч будет дешевле, чем сегодня. Под действие нормы попадут 70% жителей. Они будут платить меньше. Второй тариф - более высокий, для потребления сверх нормы.
- Сколько будут стоить пайковые киловатт-часы?
- В разных регионах цифры разные. Нормы потребления должны учитывать специфику каждого региона и другие нюансы. Если живешь в городе, у тебя одна норма, в деревне - другая. Если газовая плита или электрическая. Уже запущены пилотные проекты в нескольких регионах - результаты позитивные. Люди стали бережнее относиться к потреблению электроэнергии. Кстати, этот метод широко применяется за рубежом.
- А зачем нам в принципе экономить? Ресурсы ведь свои, и их много...
- Тема энергоэффективности важная, она охватывает всю экономику и отражается на конкурентоспособности... По этому показателю мы отстаем примерно вдвое от таких стран, как Германия и США. Сейчас пытаемся догонять. Потенциал для снижения расходов есть в каждой отрасли. В сфере ЖКХ надо снизить потери тепла в зданиях, в магистральных трубопроводах. А в самих жилых домах нужно ставить приборы учета и индивидуальные пункты распределения тепла. Сейчас у нас подают горячую воду в батареи везде одинаково. В итоге одним жарко и они форточки открывают, а другие, наоборот, мерзнут.
- Вполне логичный шаг. Почему это тогда не делается?
- В крупных городах, в новых жилых комплексах такое оборудование уже устанавливают. Но это большие деньги. И в целом тариф, который сейчас устанавливается на один год, а не на среднесрочный период - 5 - 7 лет, не стимулирует привлечения инвестиций в эту сферу. Мы сейчас вышли с предложениями по переходу на долгосрочное тарифо-образование в тепле.
- Кстати, прошло более пяти лет после реформы РАО «ЕЭС России». Какие итоги можно подвести?
- Мы считаем, что большинство целей достигнуто. Помните, раньше при подготовке к зиме мы обсуждали, какие мероприятия надо провести, чтобы в регионах не было веерных отключений электроснабжения. «Узких мест» было очень много, поэтому отключались большие территории. В последнее время такая тема в принципе не звучит. За последние пять лет мы ввели 20 гигаватт новых мощностей. Объем инвестиций в сети вырос почти в пять раз. Чего пока не удалось сделать - это создать долгосрочные правила привлечения рыночных инвестиций. Мы сейчас над этим работаем.
«ДОБЫЧА СЛАНЦЕВОГО ГАЗА ЭКОНОМИЧЕСКИ НЕЦЕЛЕСООБРАЗНА»
- В последнее время очень часто говорят о сланцевом газе. Мол, скоро все начнут его добывать и тогда нашей сырьевой монополии в Европе придет конец… Это правда?
- На самом деле о сланцевом газе было известно давно. Просто в последнее время были созданы экономические и технологические условия - теперь его рентабельно разрабатывать. Но чтобы говорить о глобальных перспективах развития такого способа добычи, нужно еще некоторое время подождать. Это довольно дорогостоящий процесс. Сланцевый газ в промышленных масштабах сейчас добывают только в США.
- Раз техника дошла до такого уровня, почему в других странах этого не делают?
- У сланцевого газа пока довольно туманная перспектива. Об этом говорит опыт тех проектов, которые пытались реализовать на Украине, в Польше и даже в Китае. Экологических последствий еще никто не оценивал. Хотя в перспективе наверняка появятся более современные технологии, которые позволят исключить эти риски и повысить рентабельность проектов. Наука не стоит на месте.
- А у нас этот сланцевый газ есть?
- Конечно. Более того, Газпром владеет всеми технологиями. У российской компании есть две экспериментальные скважины. В промышленном масштабе добывать сланцевый газ нам экономически нецелесообразно. Есть природный. Его добыча более дешевая и экологичная.
- Говорят, японцы какие-то газогидраты научились добывать... Что это вообще такое?
- Это тоже запасы газа, которых еще больше, чем природного и сланцевого, вместе взятых. Если по-простому, то это газ и вода в замороженном твердом состоянии. Их запасы находятся на большой глубине, где очень низкая температура. Японцы недавно в качестве эксперимента добыли такой газ. Получилось, естественно, очень дорого. Хотя в далекой перспективе, думаю, и его научатся рентабельно добывать. Но пока альтернативы природному газу нет. В мире огромные запасы этого сырья. У нас - одни из крупнейших (49 трлн. кубометров). И это только те, которые уже разведаны и подлежат добыче. Так что в ближайшей перспективе мы не видим альтернативы нашему природному газу.
«НЕФТЬ БУДЕТ СТОИТЬ ОКОЛО $100 ЗА БАРРЕЛЬ»
- А с нефтью как у нас дела? Надолго ее хватит? Говорили, что мы вышли на пик добычи...
- По нефти мы вышли в прошлом году на исторический максимум со времен СССР - 516 млн. тонн. Резко увеличивать этот объем не собираемся, потому что есть трезвая оценка ситуации. Месторождения Западной Сибири, открытые еще в 1960-е годы, истощаются. Это основной наш добытчик. Чтобы сохранить уровень добычи, есть два способа. Первый - вовлекать в эксплуатацию новые месторождения. Но они часто находятся в отдаленных местах, где нет инфраструктуры. Ее надо создавать, а это дополнительные затраты. Второй способ - на действующих месторождениях повышать коэффициент извлечения нефти. Он у нас ниже, чем в той же Норвегии, в других нефтедобывающих странах.
- Про Россию часто говорят, что на нас действует сырьевое проклятие. Мол, не будь у нас нефти, экономика развивалась бы куда быстрее... Вы как считаете?
- Доля нашего сырьевого сектора в доходах казны очень высокая. Примерно 50%. Это не очень хорошо. Потому что мы зависим от мировых цен на нефть, курса доллара и других факторов. Но я не считаю, что мы должны уменьшать доходы от нефти. Просто мы должны иметь более высокие доходы по другим направлениям нашей экономики. Говорят, «нефтяная игла» и прочее: мол, мы добываем только сырье и ничего не производим. С этим я категорически не согласен. Это неправда. Потому что на сегодня нефтегазовая отрасль - одна из самых современных и высокотехнологичных. Она дает заказ для других отраслей.
- А с ценой на нефть что будет?
- На мой взгляд, ситуация стабильная. Цена на нефть будет колебаться в районе $100 за баррель. Во-первых, доллар девальвировался за эти годы. Сегодняшние $100 - это не те $100, что были раньше. Во-вторых, многие нефтедобывающие страны формируют свои бюджеты исходя из таких цен. У них нет стимула снижать их. Хотя никто не застрахован от того, что стоимость нефти может колебаться. Особенно в кризисных ситуациях.
ВОПРОС НА ЗАСЫПКУ
«Цены на бензин будут расти быстрее инфляции»
- Автолюбители постоянно сравнивают наши цены на бензин с тем, что происходит в других нефтедобывающих странах. У нас дороже, чем у них, получается. Даже в США дешевле... Почему так происходит?
- На рынке нефтепродуктов у нас сегодня абсолютно рыночная ситуация. И это очень правильно. Недавно был в Иране. Там госрегулирование. Они хотят тоже перейти на рыночные отношения, но не могут. Свободное ценообразование дает компаниям стимул перерабатывать нефть в стране, модернизировать заводы и продавать бензин здесь. Это означает, что на рынке не будет дефицита.
- Какой прогноз цены на бензин дадите на ближайшие годы?
- Я думаю, что цены на бензин будут расти в соответствии с темпами инфляции. Может быть, чуть выше - на пару-тройку процентов с учетом проводимой акцизной политики.