В Москве обсудили подготовку инженерных кадров нового поколения
- 02-06-2014
Профессор, проректор по постдипломному образованию ФГБОУ ВПО МГТУ «Станкин» Юлия Еленева выразила мнение, что ключевой проблемой выбора профессии является не только ее престиж, но и размер компенсаций, который будет получен студентом в будущем. «Именно поэтому в развитых странах мира большое внимание уделяется двум моментам: формированию осознанной мотивации у детей, начиная с 10-ти лет, для посвящения себя деятельности в научно-технической сфере, и фокусированию интересов детей на инженерной деятельности», - подчеркнула Еленева. Говоря о существующих недостатках системы высшего образования, профессор, прежде всего, отметила низкий уровень прогнозирования кадровых потребностей тех или иных отраслей промышленности.
О необходимости опережать системные кадровые запросы промышленности и создавать систему стимулов развития образования по приоритетным для государства направлениям заявила и Генеральный секретарь Российского союза ректоров Ольга Каширина. Говоря об инженерном просвещении, Каширина напомнила об ознакомительных практиках школьников на предприятиях, которых сейчас практически нет. «Но дети должны знать славные традиции и достижения нашей инженерной школы, быть знакомы с нашей промышленной культурой – это должно стать частью программы школьного образования», - считает Генеральный секретарь РСР.
«Подчеркну важность задачи ориентации лучших выпускников вузов на работу на наших промышленных предприятиях. Знаю, что материальные условия их работы – заработная плата, жилье, соцпакет – сегодня вполне сопоставимы с зарубежными. Большая работа ведется предприятиями в этом направлении. Но и здесь нужно вводить административные механизмы: надо постепенно переходить к закреплению наших «бюджетных» студентов на предприятиях ОПК. Речь идет о пресловутом «распределении». Это верно как с точки зрения государственного прагматизма – нужно вернуть своей работой на благо государства бюджетные средства, потраченные на образование, - так и с точки зрения гражданской ответственности. Служить Родине должны все, либо в армии, либо на рабочем месте», - заявила Каширина.
Председатель Комитета СоюзМаш России по приборостроению, системам управления, электронной и электротехнической промышленности, президент и генеральный конструктор ОАО «Раменское ПКБ» Гиви Джанджгава выразил мнение, что решать вопрос с подготовкой инженерных кадров нового поколения нужно, учитывая шестой технологический уклад. «Он развивается быстрее, чем пятый. Мы должны быть конкурентно способны, и на очень высоком уровне. Но основы, для того, чтобы мы могли конкурировать, нет. Взгляните в лаборатории в институтах, на чем учат студентов? Сначала надо научить учителей. Они должны быть на острие проблем и только так готовить специалистов. И еще. Самый длинный путь в обучении - это передача неформализованных знаний. Студента при поступлении нужно «привязать»: если он не пройдет путь от НИРа до внедрения, то не будет знать всех циклов, нормативных документов, которые сопровождают этот процесс. Неформализованные знания – это основа промышленности сегодня», - подчеркнул Джанджгава.
По сообщению пресс-службы Союза машиностроителей России, итогом слушаний стала резолюция, в которой ответственным за принятие тех или иных решений предложено рассмотреть возможность создания Межведомственного совета по кадровому обеспечению промышленного развития, проведение анализа и корректировку существующих планов подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для промышленных предприятий с учетом необходимости формирования опережающих компетенций и гарантированное кадровое обеспечение пика ввода в действие модернизованных промышленных производств, подготовить предложения по мерам, направленным на повышение престижа отечественной промышленности, социального статуса инженерно-технических и рабочих специальностей, в том числе, и через освещение в СМИ.