Налоговый маневр в нефтяной сфере уберет более 100 НПЗ с рынка
- 07-15-2014
В 2014 г. предельный коэффициент в формуле пошлины на нефть — 59%, а пошлина на темные нефтепродукты — 66% от нефтяной; НПЗ с минимальной глубиной переработки производят дешевый мазут и почти весь его отправляют на экспорт. Бюджету был бы более выгоден экспорт сырой нефти, объясняли чиновники Минфина. Правительство хотело ликвидировать этот источник доходов НПЗ повышением пошлин на мазут до 100% с 2015 г., но нефтяники заявили, что это убьет отрасль, и Минфин предложил налоговый маневр.
Пошлина на темные нефтепродукты повысится до 100% к 2017 г., но резко вырастет НДПИ и резко снизится пошлина на сырую нефть. Это повысит внутреннюю цену нефти и ударит по марже НПЗ. Компаниям дана отсрочка для модернизации, но неэффективные НПЗ все равно должны закрыться, подчеркивает Трунин.
Большая часть этих НПЗ принадлежит сотням мелких владельцев, региональной околовластной и криминальной элите, рассказывает федеральный чиновник: «Раньше в этих кругах было модно иметь свой водочный завод, сейчас — мини-НПЗ». С 2002 г. переработка на мини-НПЗ увеличилась в 4,5 раза, знает аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов, маржа — примерно $55 на тонне, в Европе — около $30, но глубина переработки в Европе доходит до 90%, в России в среднем — 70%, а на мини-НПЗ — 40-45%, а то и ниже.
Налоговый маневр снизит маржу до $30 на тонне — и только у компаний с глубиной переработки выше 80%, если ниже — до $16-20 на тонне (см. таблицу), посчитал чиновник Минфина. Проблемы будут у всех, у кого доля мазута в выпуске превышает 25% с тонны нефти, считает он, таких НПЗ очень много. До завершения модернизации — более чем у половины из 29 ведущих российских НПЗ, оценивает Московский нефтегазовый центр EY.
Минэнерго не исключает снижения маржи НПЗ, не предусмотревших модернизацию, говорит представитель министерства, это закономерный итог стимулирования глубины переработки. Всем давно известно, что с 2015 г. пошлину радикально повысят, все, кто хотел, модернизацию начали, указывает чиновник, близкий к Минэнерго.
В 2013 г. в России переработано 275 млн т нефти; на средние и малые НПЗ пришлось 19 млн т (см. график), сообщает директор Московского нефтегазового центра EY Денис Борисов. По оценке центра, в группе риска — НПЗ с переработкой примерно 60 млн т в год, в их числе четыре НПЗ вертикально-интегрированных компаний, если они затянут с модернизацией, их число возрастет до восьми, указывает Борисов.
Закрытие мини-НПЗ сократит выпуск темных продуктов, дефицита качественного топлива не будет, успокаивает представитель Минэнерго.
Светлые нефтепродукты на внутренний рынок они и так легально поставлять не могут — не проходят по уровню серы, объясняет один из чиновников. Но проблемы будут и у НПЗ крупных компаний, в выпуске которых есть светлые нефтепродукты. В целом заводы из группы риска выпускают примерно 6 млн т автомобильного бензина и 10 млн т дизельного топлива, а общий выпуск в России в 2013 г. — около 40 млн и 71,5 млн т соответственно, приводит данные Борисов. Если некоторые из НПЗ будут закрыты, это может привести к самым разным последствиям: перераспределению поставок нефтепродуктов между регионами, росту поставок сырой нефти на экспорт либо на другие российские НПЗ, изменению экспорта нефтепродуктов по видам и направлениям, предупреждает эксперт.
По оценкам Минэнерго, сильное снижение рентабельности могут получить Киришский НПЗ «Сургутнефтегаза», Орский НПЗ «Русснефти» и заводы «Роснефти» — Комсомольский, Рязанский, Саратовский и Ачинский. А по мнению Минфина, проблемы могут быть только у Киришского, Орского, Саратовского, а также Ухтинского НПЗ, рассказывает чиновник министерства. У Рязанского и Ачинского НПЗ (после завершения ремонта) хорошая технологическая оснащенность, большая доля поставок на премиальный внутренний рынок; маржу Комсомольского НПЗ поддержат подключение к ВСТО, модернизация и близость к экспортным каналам, объясняет чиновник.
Перечисленные компании не ответили на запросы «Ведомостей».
Проблемы у этих НПЗ — один из сценариев на тот случай, если не будет проведена модернизация, но даже их закрытие сильно на рынке светлых нефтепродуктов не скажется, утверждает представитель Минэнерго: у них слишком низкая глубина переработки.
Проблемы возможны: баланс по товарному, качественному бензину в стране пока на грани, возражает федеральный чиновник, но закрытие этих НПЗ маловероятно, компании лукавят: даже если маржа отдельных заводов уйдет в минус, компании могут себе это позволить, так как в целом по группе у них может быть выигрыш за счет дополнительной прибыли от добычи. Кроме того, Минфин планировал компенсировать нефтепереработке убытки за счет сильного снижения пошлин на светлые нефтепродукты и снижения акцизов.
Сейчас для правительства есть два варианта: убедить компании считать эффект от реформы на доходность всей группы в целом либо уступить из-за угрозы закрытия НПЗ, резюмирует чиновник. Ни о какой адресной поддержке неэффективных НПЗ речи не идет, подчеркивают чиновники Минфина: «Нет смысла помогать тем, кто лишь монетизирует госсубсидии в дивиденды собственников». Но компании пока выигрывают: Минфин уже корректировал один раз параметры маневра из-за просьб президента «Роснефти» Игоря Сечина . На последнем совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича компания требовала еще больше смягчить удар от реформы за счет доходов бюджета, рассказывали участники совещания