Игорь Сечин предложил свой вариант налоговых преобразований
- 07-28-2014
От нефтегазового сектора государство получает около трети налоговых доходов, нагрузка на него втрое выше, чем на другие секторы, констатирует Минфин в ОННП. На налоги уходит более 55% выручки нефтяных компаний, это чрезмерно, пишет Сечин и предлагает снизить нагрузку до 45%. Бюджет только выиграет, убеждает Сечин: доходы можно увеличить за счет мультипликативного эффекта — компании начнут больше инвестировать, увеличат добычу и платежи в бюджет.
Нагрузку в сырьевом секторе он предлагает выровнять: в 2013 г. у Роснефти она составила 58,4% выручки, у Газпрома — 31,7%, у Новатэка — 29,6%. Нагрузка на другие секторы несопоставимо ниже: например, у Алросы — 19,1%, у Норникеля — 16,5%, у Северстали — 4%, у Ростелекома и Вымпелкома — 4,9%.
Другое его концептуальное предложение — обеспечить налоговую стабильность. Это проблема всей налоговой системы, пишет Сечин: за пять лет было принято 150 законов с поправками в Налоговый кодекс. В письме приводятся два примера — повышение акцизов на бензин и налоговый маневр (снижение пошлин на нефть и повышение НДПИ).
Реформа уже лишила компанию 8 млрд руб. в первом полугодии, следует из презентации Роснефти. Сейчас Минфин готовит еще более радикальный маневр: за три года пошлина снизится более чем в 4 раза и резко вырастет НДПИ. С помощью маневра Минфин планирует решить две задачи: снизить убытки от создания единого нефтегазового рынка стран Таможенного союза и компенсировать потери бюджета из-за возможного отказа от запланированного повышения пошлин на мазут до 100% от нефтяной с 2015 г.
Напомним, в июне Минфин и Минэнерго уже пошли на уступки нефтяникам, скорректировав параметры маневра: маржа НПЗ падает не так сильно, как планировалось ранее, — не до $20 за тонну с $55, а до $30 (см. сценарии на графике), зато бюджет недополучит 54 млрд руб. за 2015-2017 гг. (в 2015 г. потери — почти 200 млрд руб., потом — доходы).
Для нефтяной отрасли Сечин предлагает перейти от «отдельных несистемных» льгот для месторождений к налогу на финансовый результат. Рисков для бюджета не будет, если на первом этапе применять налог к ограниченному числу новых месторождений, уверен он. Поручение проработать возможность такого эксперимента включено в протокол по итогам президентской комиссии по ТЭКу.
Сечин требует и льгот. В ОННП предполагается разработка закона о льготах для нефтедобычи на полуострове Ямал и в Ненецком автономном округе (НАО), но ничего не говорится о параметрах льгот для Восточной Сибири. Также его не устраивает, что частный Новатэк получит согласно ОННП льготы (нулевая ставка НДПИ при добыче в ЯНАО природного газа, используемого для производства СПГ), а у государственной Роснефти нет подобных льгот для проектов производства СПГ на Сахалине и в НАО. Сечин предлагает предоставить льготы и «Роснефти».
Также Сечин не ограничивается нефтяной отраслью. У него есть замечания и к инициативам Минфина по борьбе с офшорами, например, к законопроекту о контролируемых иностранных компаниях.