Санкции против РФ - головная боль нефтянки Запада
- 07-31-2014
Европейский союз ограничил экспорт технологий глубоководного бурения и разработки сланцевых месторождения в Россию. США последовали примеру европейцев, президент Барак Обама также объявил о блокировании поставок некоторых товаров и технологий для российского энергетического сектора.
По замыслу американского президента такие санкции должны затруднить развитие нефтегазовой отрасли России в долгосрочной перспективе.
Проблема только в том, что развивать добычу в России планировалось с участием ряда компаний, включая Exxon Mobil, BP, Halliburton, Schlumberger. Запасы нефти и газа в России оцениваются в $7,58 трлн, а западные компании по разведке и добыче в этом году должны были потратить $51,7 млрд в России. По оценке Barclays Capital, большая часть этой суммы пошла бы компаниям, таким как Schlumberger и Halliburton, занимающимся услугами и оборудованием.
Доходы западных компаний в России
США и ЕС целенаправленно ограничивают передачу определенных технологий, которые необходимы для эффективной разработки нефтяных и газовых сланцевых месторождений на шельфе и в Арктике.
При этом Россия является вторым по величине рынком для услуг, связанных с разработкой сланцевых месторождений за пределами США.
Первое место занимает Китай. И к 2018 г., по оценкам PacWest Consulting Partners, потребность в таких услугах вырастет в два раза в России.
Нефтесервисные компании Halliburton, Baker Hughes и Weatherford International генерируют 4-5% от своих мировых продаж в России, в то время как выручка Schlumberger составляет 5-6%. Эксперты говорят, что санкции крайне негативно повлияют на прибыль компаний, так как постоянные затраты сохраняются при снижении выручки.
Компании пока затрудняются оценить воздействие санкций, но некоторые, например Halliburton, говорят, что продолжают работать в России, полностью соблюдая законодательство.
Взаимная зависимость
Аналитик Bloomberg Intelligence Филипп Кладек отмечает, что эффективная добыча на многих старых нефтяных месторождениях страны поддерживается за счет западных технологий. А длительные санкции могут негативно повлиять на объемы добычи. Сейчас в России добывается каждый восьмой баррель нефти в мире.
По некоторых данным, нефтяные скважины, использующие горизонтальное бурение и гидроразрыв пласта, в три раза продуктивнее традиционных вертикальных скважин.
Exxon, крупнейшая в мире нефтяная компания по рыночной стоимости, находится под давлением американских властей, поэтому может быть вынуждена временно приостановить свое участие в разработке арктических месторождений.
"Я вам так скажу: мне кажется, что возможен в крайнем случае период приостановки участия Exxon в каких-то вещах, если уже ему деваться будет некуда, но я думаю, как только ситуация изменится, он тут же возвратится", - сказал председатель совета директоров "Роснефти" Александр Некипелов.
Российский арктический проект станет также одним из самых дорогих в истории Exxon, не менее $600 млн. Но потенциальная прибыль оправдывает такие расходы. Геологическая структура Университетская, размером с Москву, может содержать 9 млрд баррелей в нефтяном эквиваленте, что предполагает стоимость на уровне более $900 млрд по сегодняшним ценам.
"Очень многое делается, в том числе совместный арктический центр уже создан. Я уж не говорю о конкретном участии этой выдающейся компании в арктическом проекте. Я хочу сказать одно: мы рассматривали Exxon Mobil как стратегического партнера, и он так рассматривал "Роснефть". Введение санкций ничего не изменит в одном отношении — оно ничего не изменит в отношении запасов нефти в Арктике", - добавил Некипелов.
Британская BP, которая владеет 20% акций "Роснефти" и является одним из крупнейших иностранных инвесторов, предупредила, что дополнительные санкции могут повредить доходам и репутации компании.
Technip SA понизила прогноз прибыли по некоторых проектам из-за неуверенности относительно влияния санкций на развитие проекта Ямал СПГ.
Французская геодезическая компания CGG также может быть затронута в результате санкций, так как технология компании используется для поиска запасов нефти и природного газа в российской Арктике.