Промышленники ХМАО судятся с Тюменьэнерго по проблеме "последней мили"
- 08-01-2014
Система перекрестного субсидирования была введена для того, чтобы исправить издержки реформы РАО ЕЭС и поддержать межрегиональные распределительные сетевые компании на переходный период реформирования электроэнергетики. Реформаторы РАО ЕЭС считали, что распределительные сети, получив от промышленных предприятий дополнительные доходы (по сути, для промышленности был введен новый налог – на МРСК), смогут их эффективно инвестировать, модернизируют свои активы, снизят издержки и смогут выжить в рыночных условиях, не перекладывая свои проблемы на промышленность и население. Этот период закончился в 2008 году, однако механизм «последней мили» использовался сетевыми организациями до последнего времени. Не оправдались и ожидания, что дополнительные доходы от промышленности повысят инвестиционную привлекательность МРСК. Так, в октябре 2012 года Федеральная служба по тарифам отказала Тюменьэнерго в утверждении RAB-регулирования по причине невыполнения ряда требований правительства РФ, касающихся одноставочных тарифов, энергопотерь и величины заемных средств.
Для промышленности дополнительные расходы на электроэнергию стали существенным бременем. С появлением «последней мили», например, Красноярский алюминиевый завод стал тратить на электроэнергию в год на 1 млрд руб. больше. Эксперты энергетического центра Сколково оценили в 2012 году объем «последней мили» в 59 млрд руб., а влияние перекрестного субсидирования сопоставили с потерей 3,6% роста промышленного производства России.
Как считает председатель наблюдательного совета НП «Сообщество потребителей энергии» Александр Старченко, пока электроэнергия была относительно недорогой, российские промышленные товары успешно конкурировали на внутренних и внешних рынках. «За последние шесть лет тарифы на передачу энергии подскочили аж в четыре раза, и сегодня уровень российских цен на электроэнергию для конечного потребителя превысил цены в США и приближается к среднеевропейским. При этом доля сетевого тарифа в конечной цене электроэнергии составляет уже от 50 до 70% при среднем уровне в других странах 15–20%. В тарифах сетей «зашито» около 80% всей перекрестки. Пользуясь этим, под ширмой социальной поддержки сети все больше и больше направляли полученные в результате перекрестного субсидирования сверхдоходы на свои цели. При этом экономическая эффективность этих расходов весьма и весьма сомнительная», - рассказывает Александр Старченко.
Конечно, все это время промышленники пытаются уйти от этой системы, затевая долгие судебные тяжбы с МРСК. Например, СУАЛу удалось через суд отказаться от выплаты МРСК Урала 393 млн руб., Русал таким же образом получил обратно от МРСК Сибири 9 млрд руб., компания Русэнергоресурс отсудила у Тюменьэнерго 1 млрд руб.
В итоге ряд крупных потребителей вышел в судебном порядке на прямые договоры с ФСК, чтобы, наконец, снизить энергозатраты, повысить конкурентоспособность и иметь возможность инвестировать в развитие производства.
Другой путь, который выбрали, например, крупные нефтяные компании, строительство собственной генерации. «Если говорить о новых подключениях, то они могут быть наиболее заметны в Тюмени, поскольку идет активное строительство малой генерации и добавляется ежегодно по 100-150 МВт, которые строят сами нефтяные компании. В частности, Роснефть и Сургутнефтегаз», - считает старший аналитик Института энергетики и финансов Сергей Кондратьев.
В 2013 году на совещании в Сочи президент России Владимир Путин дал указание Правительству подготовить конкретные предложения по уменьшению объемов перекрестного субсидирования и принять необходимые решения по вопросу договоров «последней мили». По сообщению от 21 мая 2013 года «Новостей энергетики», Владимир Путин считает необходимым провести анализ структуры затрат электросетевых организаций и не сомневается в наличии в этой области резервов для оптимизации. Президент не считает нормальной ситуацию, в которой предприятия и население оплачивают чужую неэффективность. Согласно концепции экономического развития России на период до 2020 года, договоры «последней мили» в электроэнергетике должны были функционировать до 2014 года, после чего данный механизм перекрестного субсидирования должен прекратить свое действие.
С принятием закона от 6 ноября 2013 года №308-ФЗ с 1 января 2014 года не допускается передача ФСК в аренду территориальным сетевым организациям объектов электросетевого хозяйства. Правда в Югре вводится переходный период до 1 июля 2017 года.