Более 40 крупных месторождений углеводородов в Арктике находятся в российском секторе
- 08-07-2014
Арктика – это кладовая природных богатств. Помимо биоресурсов, там, по разным оценкам, сосредоточено до трети неразведанных мировых запасов газа и десятая часть запасов нефти. При этом на российский сектор приходится около четверти всех шельфовых запасов углеводородного сырья в мире. В Российском газовом обществе подсчитали, что это более 100 млрд тонн нефти и около 70 трлн кубометров газа. Однако оценки экспертов геологической службы США немного отличаются.
Различия в оценках запасов углеводородов – это часть борьбы за ресурсы на информационном поле, ведь каждая из пяти стран (Россия, США, Канада, Норвегия, Дания), которые претендуют на Арктику, хочет получить наиболее выгодные для себя условия, говорит аналитик в области топливно-энергетического комплекса Эльдар Касаев:
"Каждый хочет получить лакомый кусок стратегически важной и ныне очень тиражируемой площадки. Но российские запасы представляются самыми лакомыми, но вот как будет разворачиваться борьба с точки зрения норм международного права, сложно прогнозировать. Потому что стороны к компромиссу давно никак не придут. Тем не менее, Минэнерго России оценивает Арктическую программу до 2020 года в 2 трлн рублей. Треть будет выделена из федерального бюджета, а оставшиеся финансовые ресурсы планируется получить от компаний".
В обозримом будущем Россия может увеличить свои арктические территории. Сейчас идет активная работа по изучению хребта Ломоносова и поднятия Менделеева в Северном Ледовитом океане. Если России удастся отстоять в ООН свое право на эти территории, к ее энергетическому фонду может прибавиться еще до 10 млрд тонн условного топлива.
А в следующем году "Газпром нефть" планирует прорубить две новые разведочные скважины. Поиск месторождений идет на шельфе вблизи Ямала, Таймыра, Новосибирских островов. Как сообщают в Роснефти, сейчас разведано не больше 15% региона. Однако уже сейчас понятно, что шельф Карского моря – это перспективная газоносная территория.
Добыча там начнется не раньше 2020 года. Это связано не только с техническими особенностями процесса, но и с тем, что освоение арктических месторождений – это, по большей части, задел на будущее, говорит заместитель генерального директора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач:
"Арктика – это вопрос не сегодняшнего дня с точки зрения полномасштабной добычи, а скорее — послезавтра для российской нефтегазовой отрасли. Для нефтяной, возможно, эта проблема более актуальна в связи с истощением запасов на суше и необходимостью двигаться в сторону морской добычи. И поскольку у нас самые главные моря – это арктические, думаю, Арктика является предметом особого интереса. Это наш стратегический резерв на будущее.
Несмотря на то, что добыча в Арктике не нужна России прямо сегодня, это не значит, что ей не нужно заниматься. Нужно к этому готовиться, формировать научный и промышленный потенциал. Это нужно делать поступательно, разумно".
Между тем, освоение заполярных богатств может представлять интерес не только для нефтегазовой отрасли. В регионе обнаружены залежи марганцевой и свинцово-цинковой руды, месторождения меди. В Арктике можно добывать и редкоземельные металлы: галлий, индий, германий. Кроме того, там найдены железо, залежи ванадия, вольфрама, хрома, а также ртуть, алмазы и золото.