Экспорт бензина в 2017 году станет выгоднее в три раза
- 08-08-2014
Маржа производителей бензина и дизеля также упадет, но им никто разницу возместить не обещает. В результате эксперты полагают, что применение налогового маневра обернется ростом цен на заправках не на 1,5 рубля за литр в год, как прогнозирует Минфин, а сразу на 3 рубля в течение первых трех месяцев 2015 года.
В пресс-службе Минфина «Известиям» подтвердили, что данные параметры налогового маневра направлены в правительство для согласования со всеми ведомствами и участниками рынка.
По расчетам заместителя начальника отдела анализа и маркетинговых исследований Thomson Reuters Kortes Александра Шкурина, снижение экспортной пошлины и акцизов на бензин приведет к росту экспортного нетбэка примерно на 9% в первые три месяца введения налогового маневра.
"Сегодня цена внутреннего рынка выше экспортного нетбэка, но зимой потребительский спрос на бензин внутри страны падает. В результате компании активно начинают экспортировать бензин, что будет выгоднее при падении экспортной пошлины на 12% в 2015 году и в три раза в 2017 году. Экспортный нетбэк при текущих ценах на нефть и курсе доллара, но при новых налоговых ставках 2015 года вырос бы на 8,7% для бензина Аи-95 и на 8,9% для Аи-92. Причем снижение акциза не компенсирует этого роста. Если бы налоговая политика государства по предложенному сценарию изменилась бы уже сегодня, то бензин Аи-92 на бирже мог бы стоить 42 537 рублей за тонну вместо текущих 39 057 рублей, Аи-95 — 44 269 рублей вместо 40 721 рубля. При условии активного экспорта нефтепродуктов внутренний рынок становится дефицитным, что ведет к росту цен в опте. Рознице регуляторы не позволяют расти также стремительно, поэтому на АЗС цены плавно будут ползти вверх на 2–3 рубля за литр в течение I квартала 2015 года," — считает эксперт.
Дмитрий Махонин, глава управления контроля топливно-энергетического комплекса ФАС, оценивает положительно снижение пошлин и акцизов на дизельное топливо и бензин в рамках налогового маневра. По его мнению, резкого роста экспорта бензина и его дефицита можно будет избежать, если компании станут исполнять четырехсторонние соглашения по модернизации НПЗ.
"Это означает вовремя вводить новые мощности, увеличивающие производство бензина путем роста глубины переработки нефти. Тогда излишки можно будет спокойно экспортировать. Если производители поднимут цены на 3 рубля за литр в розницу, это не понравится ФАС, вопрос придется пристально изучить", — дал понять он.
Со своей стороны, представитель Минэнерго признает, что в 2015 году маржа нефтепереработки может ухудшиться по сравнению с 2014 годом, однако останется на приемлемом уровне, что позволит обеспечить надежное топливообеспечение субъектов РФ после реализации маневра.
"Производство бензина 4-го и 5-го классов полностью удовлетворит потребности внутреннего рынка в 2015 и 2016 годах, что позволит отказаться от бензина «Евро-3». Для минимизации негативных эффектов «маневра» Минэнерго считает необходимым скорректировать четырехсторонние соглашения с нефтяными компаниями, прописав в них приоритет поставок топлива на внутренний рынок до его насыщения и поддержать проект ВНКХ «Роснефти» для выравнивания цен на топливо на Дальнем Востоке. Кроме того, Минэнерго подтверждает необходимость проработки вопроса отрицательного акциза (субсидии) на нафту и керосин", — заявил «Известиям» представитель ведомства.
В документах Минфина акциз на нафту в 2015 году должен составить 11,3 тыс. рублей вместо предполагаемых ранее 13 502 рублей, в 2016 году он составит уже 10,5 тыс., в 2017-м — 9,7тыс. рублей за тонну сырья. Но эта величина будет умножена на коэффициент вычета для объема сырья для нужд нефтехимии. В 2015 году коэффициент составит 1,37, в 2016-м — 1,6, в 2017-м — 1,94. Для керосина, для которого ранее акциз не применялся, ставка акциза составит 2,3 тыс. рублей в 2015 году, 3 тыс. — в 2016-м и 2,8 тыс. рублей — в 2017 году — по типу дизельного топлива 5-го класса. Но вычет в 2; 1,84 и 2,08 единицы и субсидия соответственно по годам будет применяться только для объемов керосина, который нефтяники продадут для нужд отечественных авиакомпаний.
Как разъяснил «Известиям» вице-президент по стратегии и инвестициям Объединенной нефтехимической компании (ОНК) Андрей Ворогушин, коэффициенты представляют собой механизм компенсации отрасли нефтехимии в связи с ростом экспортного паритета (а следовательно, цен внутреннего рынка) на нефтехимическое сырье — нафту и бензол.
"Компенсация будет в виде вычета из суммы налоговых платежей нефтяных компаний при продаже ими сырья для нефтехимической переработки. Они смогут продавать сырье нефтехимикам по прежним ценам, получая при этом такой же доход, как и в случае экспорта. Компенсация предлагается по фиксированным на три года параметрам, утвержденным на 2015–1207 годы, — объясняет Ворогушин. — Риск для нефтехимии состоит в том, что если макроэкономические показатели (цены на нефть, курс рубля) существенно изменятся, то компенсации могут не сработать. Экспортные пошлины пересчитываются каждый месяц в зависимости от цен на нефть и курса валют к рублю, а компенсация фиксируется. ОНК и другие нефтехимические компании предлагали пересчитывать компенсацию по формуле каждый месяц, как и пошлину, либо минимум каждый год. Но это предложение не встретило понимания у Минфина. Теперь если цены на нефть или курс доллара резко вырастут, отрасль может начать нести потери или остаться без сырья.