Американцам запретят получать данные о российских недрах
- 08-13-2014
В материалах, подготовленных к заседанию комиссии, констатируется, что наиболее достоверными сведениями о минерально-сырьевой базе России владеют две крупнейшие американские компании в области геологического аудита, поделившие между собой российский рынок: Miller & Lents и DeGolyer & MacNaughton. Причем у Miller & Lents нет представительства в России. Для защиты отрасли от действия американских и европейских санкций в протоколе совещания содержится поручение о создании российской национальной системы в области аудита запасов полезных ископаемых.
Участвовавший в заседании комиссии Совбеза Виктор Орлов, президент Российского геологического общества, председатель научно-технического совета «Росгеологии», поддержал идею создания национальной аудиторской компании.
— Давно пора создать российскую группу независимых экспертов, которые могли бы проводить такую работу. Кроме того, необходимо ускорить внедрение новой классификации запасов полезных ископаемых, созданной Минприроды. Она учитывает экономическую составляющую разработки запасов нефти и газа. На каком-то этапе будут существовать обе системы: государственная и независимые агентства. Нужно концентрировать анализ первичной геологической информации в России: у нас хватает и отечественного софта, и специалистов, чтобы отказаться от услуг американских аудиторов и не вывозить эти данные из страны. В сентябре должно состояться новое заседание Совета безопасности, где эти предложения будут конкретизированы и выработаны механизмы их внедрения в жизнь, — рассказал он «Известиям».
Сегодня аудитом запасов по российской классификации для нужд российских недропользователей занимаются Госкомиссия по запасам (ГКЗ) и Центральная комиссия по разработке (ЦКР) при Роснедрах. По мнению Нины Захаровой, директора некоммерческого партнерства «Союзнефтегазсервис» (лоббирует интересы российских сервисных компаний), они пользуются устаревшим программным обеспечением и методами моделирования, что сводит на нет всю ценность такого анализа информации для нефтяников, которые оплачивают ее.
— Чтобы качественно заменить американские аудиторские компании, необходимо создать на базе ЦКР и ГКЗ, возможно, с привлечением специалистов независимых аудиторских организаций единую национальную аудиторскую компанию. Если она станет анализировать запасы российских полезных ископаемых по современным международным стандартам, а не только по стандартам так называемой российской классификации, то сможет конкурировать с авторитетом иностранных аудиторов. При этом стратегическая для России первичная геологическая информация о недрах останется внутри страны и не будет вывезена за ее пределы, особенно в США — главный источник санкций. В этих условиях нужно пустить на рынок отечественный софт, который практически не уступает по своим параметрам зарубежным аналогам. До сих пор тендерные правила крупных компаний прописывают необходимость 4-летнего опыта применения софта или технологии. Это является препятствием для его внедрения, — пояснила Захарова.
Первичная работа по созданию национального аудиторского агентства уже стартовала. Министр природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской сообщил «Известиям», что Роснедрам дано поручение выработать механизм по объединению ГКЗ и ЦКР.
— Но идея работы ГКЗ и ЦКР по международной классификации выглядит сомнительной, поскольку таких классификаций несколько. Применение каждой из них зависит от того, на рынок какой страны компания собирается выходить для листинга своих акций на биржах. Если интерпретация геологической информации нужна для подготовки проектной документации для разработки месторождений, то этим могут заниматься и отечественные компании. Однако в ряде случаев у них могут возникнуть проблемы с обновлением зарубежного софта для этих целей из-за санкций, — добавил Донской. — Минприроды обсуждает с нефтяными компаниями риски запрета вывоза первичной геологической информации за пределы России. У нас есть рычаг, который позволяет контролировать ее экспорт: это специальный регламент Росприроднадзора и обязательное получение разрешения на вывоз информации от Минпромторга. Эти механизмы в случае необходимости позволяют ограничить утечку такой информации.
Опрошенные нефтяники не готовы в ближайшее время отказываться от услуг иностранных аудиторов своих запасов из-за санкций. Например, источник «Известий» в «Лукойле» говорит, что это возможно только в том случае, если у новой национальной компании появится безусловный авторитет на международном рынке в области аудита запасов полезных ископаемых.
— Такие новации нужно вводить постепенно, в течение пяти лет. Национальное агентство может быть создано на базе российских фондовых бирж или РСПП с привлечением независимых экспертов международного уровня. Что касается перспектив полного запрета на вывоз первичной геоинформации в страны, которые ввели санкции против РФ, то это маловероятно, пока продолжается сотрудничество российских компаний с зарубежными в крупных проектах, например на шельфе. А с ограничением вывоза такой информации можно справиться законными средствами, доказав такую необходимость, — считает менеджер «Лукойла».
Официальные представители «Роснефти», «Газпром нефти», «Лукойла», Miller & Lents не ответили на запрос «Известий», в московском офисе DeGolyer & MacNaughton от комментариев отказались.
Александр Назаров, аналитик по нефти и газу Газпромбанка, напоминает, что по правилам листинга на крупных западных биржах необходимы аудиторские заключения Miller & Lents или DeGolyer & MacNaughton.
— Услугами второй компании пользуются две крупнейшие госкомпании в России — Роснефть и Газпром, а первой — другие нефтяники, например «Лукойл». Емкость рынка интерпретации геологической информации в России иностранными аудиторами составляет $25–40 млн в год. Аудит одного месторождения стоит примерно $25–35 тыс. Основной потенциал роста рынка дает аудит новых месторождений, в ближайшие десятилетия здесь есть большие перспективы.
Аналитик Sberbank CIB Валерий Нестеров полагает, что без аудита запасов нефти и газа, выполненного авторитетными международными компаниями, которым доверяют инвесторы, сужаются возможности привлечения иностранных инвестиций в проекты.
— В пример можно привести анализ запасов месторождений газа Туркмении: как только информацию национальных структур этой страны о значительных запасах голубого топлива подтвердили международные аудиторы, в страну пришли иностранные инвесторы для создания СП по разработке этих месторождений. В текущих условиях санкций есть большие сомнения в том, что американские аудиторы при введении запрета на вывоз первичной геологической информации о запасах полезных ископаемых создадут в России полноценные филиалы для интерпретации этих данных внутри страны, включая импорт технологий. Скорее можно прогнозировать их уход с рынка до прекращения действия санкций. При этом коллапса российского нефтяного рынка, в том числе остановки добычи, в этом случае не произойдет. «Сургутнефтегаз», к примеру, не пользуется услугами по классификации своих запасов американскими аудиторами, что не мешает ему добывать углеводороды, — сказал эксперт.