Заполярные жертвы санкций
- 08-15-2014
Добыча на Приразломном месторождении в Печорском море с запасами 72 млн т нефти началась в конце 2013 г. Новопортовское (230 млн т нефти и 270 млрд куб. м газа) — на суше, но это самое северное месторождение Ямала, на нем пробурено восемь эксплуатационных скважин, идет небольшая добыча. В конце июня «Газпром нефть» сообщила, что промышленная разработка начнется в конце 2015 г. «Задержек с разработкой этих месторождений [из-за санкций] не ожидается», — заверил представитель «Газпром нефти». «Существенного влияния на нашу текущую деятельность санкции не оказали и не оказывают», — сообщил 12 августа и финансовый директор компании Алексей Янкевич (цитата по «Интерфаксу»), но предупредил, что для разработки шельфа начат поиск альтернативных поставщиков в Азии и на Ближнем Востоке. Янкевич заверил, что на краткосрочный период для перспективных проектов ключевое оборудование и комплектующие уже приобретены.
Приостановка или задержка с Приразломным и Новопортовским не окажет сильного влияния на нефтяной сектор в целом, в 2015 г. они могли бы обеспечить 0,3% (1,6 млн т) всей нефтедобычи в России, а в 2016 г. — 1,1% (5,9 млн т), подсчитали в Goldman Sachs. Для «Газпром нефти» это ощутимо: в 2013 г. ее добыча составила 50,9 млн т.
До 2020 г. добычу в России будут поддерживать новые месторождения традиционной нефти. Проекты, которым нужно западное оборудование, — в начальной стадии (см. врез), отмечают в Goldman Sachs, но, если санкции продлятся, могут начаться проблемы. Того же мнения — ОПЕК и Международное энергетическое агентство.
Но, по мнению Максима Эдельсона из агентства Fitch, санкции могут сказаться и на поддержании добычи на зрелых месторождениях Западной Сибири — там необходимы те же технологии, что и при добыче сланцевой нефти. Fitch указывало и на значительные риски из-за санкций для «Газпром нефти» — в 2013 г. 42% ее скважин бурились горизонтально, а еще 57% — с применением гидроразрыва пласта.
Из-за санкций проблемы могут возникнуть и с геологоразведкой в Карском море, которую недавно начали «Роснефть» и Exxon, отмечают в Goldman Sachs. 9 августа они приступили к бурению первой разведочной скважины на платформе West Alpha, которая принадлежит норвежской (Норвегия присоединилась к санкциям) North Atlantic, «дочке» Seadrill.
Но платформа арендована до середины 2016 г. В мае «Роснефть» сообщала, что может приобрести значительную долю участия в North Atlantic. Вероятность открытия месторождения в Карском море велика, но санкции могут затруднить его процесс, считают в Goldman Sachs. В конце 2013 г. президент «Роснефти» Игорь Сечин мечтал открыть в Карском море месторождение с запасами 3,5 млрд т нефти и конденсата и 11,4 трлн куб. м газа. «Роснефть» обещала, что к 2030 г. около четверти ее добычи придется на офшорные проекты, так что в долгосрочной перспективе санкции означают серьезные риски для нее, пишет Goldman Sachs. Представитель «Роснефти» не ответил на запрос.
Газовая отрасль России под санкции ЕС не подпала, продолжают аналитики банка, но санкции США теоретически могут отразиться на разработке газового Штокмановского месторождения «Газпрома». Освоение Штокмана отложено, но для его разработки необходимо глубоководное бурение (320-340 м). Если же санкции будут расширены, то пострадать могут и СПГ-проекты в России, в частности «Ямал СПГ» «Новатэка»: его главные поставщики — компании из США, Европы и Японии. «Практически все основные позиции по оборудованию и закупкам нашими подрядчиками [по “Ямалу СПГ”] законтрактованы и находятся в производстве», — успокаивал 31 июля предправления «Новатэка» Леонид Михельсон, комментируя влияние санкций на проект (цитата по «Интерфаксу»). Но из-за возможных трудностей с привлечением займов в проекте может быть увеличена доля акционерного финансирования (акционеры «Ямала СПГ» также Total и CNPC), заявил Михельсон.
В тот же день финансовый директор Total Патрик де ля Шевардьер заявил, что его компании в августе придется решить, позволяют ли санкции продолжать ей работу в России вообще (его цитировало Reuters). Кроме доли в «Ямал СПГ», Total также принадлежит 18,2% самого «Новатэка». Компания имеет право нарастить долю до 19,4%, но из-за угрозы санкций уже объявила о приостановке скупки его акций.
На всем секторе санкции могут всерьез сказаться только к 2018-2020 гг., но Goldman Sachs прогнозирует, что в ближайший год акции российских нефтяных компаний в среднем подешевеют на 12%. «Российская нефтянка недооценена, в момент объявления санкций локальные спады действительно происходили, но говорить о таком долгосрочном падении без серьезных фундаментальных факторов преждевременно», — полагает замначальника управления «Велес капитала» Василий Танурков.