Владимира Лисина лишили шельфовых месторождений
- 08-20-2014
В прошлом году власти начали обсуждение на высоком уровне допуск негосударственных компаний на шельфовые месторождения (с 2008 года их могут разрабатывать только госкомпании). Правительственная комиссия по законопроектной деятельности в начале лета одобрила законопроект, который дает возможность разработки шельфа частным компаниям. Однако Белоусов в конце июля в своей записке президенту Владимиру Путину порекомендовал распространить действие поправок только на участки в Балтийском море, где у «Лукойла» несколько месторождений, — «с учетом размеров месторождений и перспектив их разработки компаниями», говорится в документе.
Позицию администрации президента также разделяет Минэнерго. Как пояснил «Известиям» официальный представитель ведомства, Минэнерго считает необходимым предоставить право работать на шельфе по лицензиям, выданным до 2008 года, только «Лукойлу», как компании с соответствующим опытом работы, много вкладывающей в экономику проектов.
Как пояснил близкий к правительству источник «Известий», месторождения двух структур Владимира Лисина оказались значительно меньше участков «Лукойла», а отсутствие обширного опыта работы на шельфе сыграло не в пользу предоставления такого права компании.
Представитель Владимира Лисина Диана Василевич от комментариев воздержалась.
Согласно проекту доклада главы правительства РФ Дмитрия Медведева Владимиру Путину от 14 августа (составлено по поручению президента курирующим работу над законопроектом министром природных ресурсов Сергеем Донским — копия документа есть у «Известий»), законопроект возвращен на доработку в правительство «в части распространения его норм только на участки недр, расположенные в Балтийском море». В Минприроды отказались официально комментировать содержание документа. Чиновник ведомства дал понять, что проект документа дорабатывается «по юридической форме» и на днях должен быть направлен адресату.
У «Севернефтегаза» есть три лицензии на геологическое изучение участков на шельфе Баренцева моря к северу от Кольского полуострова. «Черноморнефтегаз» владеет разведочными лицензиями на два участка в Черном море, их срок действия — до конца 2017 года (ранее, в 2012 году истекли сроки лицензий еще на два месторождения в Азовском море). Ресурсы этих месторождений в Черном и Баренцевом морях оценивались компанией не менее чем в 2,3 млрд т условного топлива; львиная доля этих запасов относится к Баренцеву морю — что касается черноморских месторождений Лисина, то по ним звучали оценки в 150–300 млн т условного топлива. Структуры предпринимателя оценивали инвестиции в шельфовые проекты в районе $125 млн.
Источник «Известий» в «Лукойле» отмечает, что Вагит Алекперов давно добивался права продолжения работы на шельфе. В компании рассчитывают, что Госдума уже на осенней сессии примет поправки в закон, который это позволит. Он пояснил, что другие участки «Лукойла» — на шельфе Каспийского и Азовского морей — не подпадают под законодательство о разработке шельфа, так как относятся по правовому статусу к внутренним водам.
Выводы властей о сравнении запасов шельфовых месторождений Лисина и Алекперова далеко не бесспорны. В настоящее время на Балтийском море «Лукойл» разрабатывает месторождение Кравцовское, расположенное в 23 км от берегов Калининградской области. Доказанные запасы месторождения превышают 20 млн тонн нефти. Кроме того, компания намерена заняться поисками новых запасов нефти на шельфе Балтийского моря. До июня 2015 года будут пробурены поисково-оценочные скважины на четырех участках. Лицензии на них принадлежат калининградской «Лукойл-Калининградморнефть».
По мнению аналитика Райффайзенбанка Андрея Полищука, в текущих условиях санкций трудно разрабатывать шельф игроку без иностранного участия, российского стратегического партнера в лице «Роснефти» или «Газпрома» либо привлечения финансирования в несколько миллиардов долларов. В наибольшей степени это относится к Баренцеву морю — бурение одной разведочной скважины на шельфе северных морей оценивается в $100 млн.