Англо-голландская Shell выбрала Россию
- 08-21-2014
Близкий к Shell источник «Известий» дал понять, что компания вкладывает свои средства в проекты по транспортировке углеводородов, когда трубопроводный проект предусматривает прокачку ее собственных энергоресурсов, — здесь же идет речь об участии в модернизации трубопроводов по транзиту российского газа в Европу. Эксперты полагают, что в решении Shell есть и политическая мотивация — компания не готова портить свое реноме в России.
В ближайшее время «Нафтогаз Украины» намерен начать официальные переговоры с операторами газотранспортных сетей по их участию в управлении украинской ГТС. По неофициальным данным, уже три иностранные компании заинтересованы в участии в проекте, включая американскую Chevron.
Павел Завальный, президент Российского газового общества, член комитета по энергетике Госдумы РФ, полагает, что перед западными компаниями встает выбор: войти в состав акционеров компании — оператора украинской газовой трубы — или сохранить возможность работы в России. И большинство работающих в нашей стране зарубежных компаний выберет второй вариант.
— Если взять потенциал сотрудничества с Россией в вопросах энергетики, то для крупных западных нефтяных компаний он огромен. Это и геологоразведка, и разработка традиционных месторождений, а также трудноизвлекаемых запасов углеводородов, шельфа и т.д. Если ставить на одну чашу весов даже только текущие проекты иностранных компаний в РФ и потенциальные выгоды от участия в транспортировке российского газа в Европу по территории Украины, это не идет ни в какое сравнение. Риски по Украине слишком велики из-за того, что проблемы с оплатой газа у них возникли не вчера, а существуют уже многие годы. При этом не исключено, что компания, которая действительно вознамерится войти в проект в качестве акционера управляющей компании украинских энергоактивов, испортит тем самым свою репутацию в России. Это могут учесть при принятии решения о ее допуске к участию в новых перспективных проектах в РФ и о статусе в действующих. Такой шаг не будет означать, что всё сотрудничество будет свернуто, но отношения перестанут выглядеть дружественными, — считает депутат.
Похоже, что на данном этапе Shell выбирает работу в России. Это подтверждает ее официальный представитель Максим Шуб.
— Наши текущие проекты в России продолжаются, несмотря на экономические реалии. При этом мы внимательно смотрим на санкции и принимаем необходимые действия в их ключе в зависимости от ситуации, — сказал он «Известиям». Максим Шуб подчеркнул, что у компании нет планов в одностороннем порядке по выходу из СРП-проекта «Сахалин-2» или СП с «Газпром нефтью» Salym Petroleum.
14 августа Верховная рада Украины приняла в окончательном втором чтении поправки в закон о реформировании системы управления Единой газотранспортной системой Украины. Согласно документу, функции оперативно-технологического управления украинской ГТС передаются от «Нафтогаза Украины» к двум управляющим структурам, которые будут курировать работу ГТС и подземных хранилищ газа (ПХГ) страны. Причем компания не будет владеть правом собственности на эти энергоактивы, но будет получать доход с транзита ресурсов и с оплаты хранения газа в ПХГ. Оператором газовых трубопроводов смогут выступать компании, учредителем и собственником которых может являться либо исключительно украинское государство, либо государство и юридические лица, которые «принадлежат и контролируются резидентами стран Европейского союза, США или Европейского энергетического сообщества».
Алексей Гривач, заместитель генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности, подчеркивает, что пока Украина не выдвинула четких рыночных условий вхождения в проект участия в управляющей компании своей ГТС для потенциальных претендентов. Кроме того, условия вхождения в состав акционеров ГТС на данном этапе противоречат правилам Третьего энергопакета.
— Shell уже имеет добывающие активы на Украине, а также является одной из компаний, с которыми страна связывает надежды по старту проектов добычи нетрадиционного, в том числе сланцевого, газа на востоке Украины. Сейчас этот проект приостановлен из-за военных действий, но не исключено его дальнейшее возобновление. Если Украина собирается реформировать «Нафтогаз Украины» по принципам Третьего европейского энергопакета, то поставщик сырья — как добывающая компания, так и продавец нефти или газа — не может участвовать в управлении газотранспортной системой. То есть ни одна компания, которая участвует в нефтегазовых проектах страны (в том числе Chevron, которой приписывают интерес к вхождению в ГТС), согласно европейскому законодательству, не сможет участвовать в управлении украинской транспортировкой газа или подземными хранилищами. Однако украинское законодательство этого пока не запрещает, — говорит Гривач.
Получается, что если учитывать нормы европейского законодательства в энергетике, то потенциальными акционерами проекта управления украинскими газовыми активами могут стать или транспортирующие энергоресурсы европейские или американские компании, которые не участвуют в их добыче, или же сторонние инвестфонды, страховщики и другие непрофильные для ТЭК организации, — отмечает эксперт.
Он видит систему акционирования транспортирующих энергоносители мощностей из Украины в Европу коммерчески невыгодной.
— Без нормальных отношений с поставщиком ресурсов, который может гарантировать транзит газа через Украину, система акционирования ГТС выглядит претенциозной. Пока власти страны могут предложить европейцам некий мифический повышенный доход с прокачки газа в ответ на присутствие в проекте для статусных компаний и без всяких гарантий с их стороны крупных инвестиций в модернизацию трубопровода и подземных хранилищ газа. Но под присутствие авторитетных компаний в проекте можно будет пытаться занимать средства на внешнем рынке. Если же обязать потенциальных акционеров инвестировать несколько миллиардов долларов в проект, то на рынке не найдется безумцев, которые без гарантий возврата своих средств пойдут на такие расходы, — прогнозирует аналитик.