Публичный реестр нефтесервисных предприятий сделает рынок цивилизованным и прозрачным

Москва. Развитие российского нефтесервиса стало темой совещания, прошедшего 7 июня в Москве под председательством министра энергетики РФ Александра Новака. В совещании, как ранее сообщало АНГИ «Самотлор-Экспресс», приняли участие заместитель министра энергетики Российской Федерации Кирилл Молодцов, депутаты Государственной думы, представители буровых, добывающих и сервисных компаний. Как отметил министр, в последние годы нефтяная отрасль России стабильно развивается: в 2012 году было добыто 518 млн тонн, впервые превышен уровень 1990 года. Теперь главная задача – сохранить достигнутые объемы в среднесрочной перспективе. Удержание темпов роста добычи требует новых технологий, выхода на более сложные для разработки запасы. Это возможно лишь при наличии развитого высокотехнологичного сервиса.
Между тем на сегодняшний день отечественный нефтесервис пребывает не в самом лучшем состоянии. Среди главных проблем, мешающих российским нефтесервисным компаниям развиваться и успешно конкурировать с зарубежными коллегами, участники совещания назвали устаревшее оборудование, высокую фискальную нагрузку, отсутствие государственной поддержки развития отрасли.
Президент Тюменской ассоциации нефтегазосервисных компаний Владимир Борисов привел такое образное сравнение отечественных и зарубежных сервисных компаний: одни бегут по гаревой дорожке налегке, в кроссовках и шортах. Другие – обвешаны гирями, да еще и через барьеры прыгают... «Если китайские компании получают кредиты под 0-3% годовых, в других странах процентная ставка – до 5%, то российские предприятия вынуждены брать кредиты под 15-19%», – говорит он.
Для решения этой и других жизненно важных проблем нефтесервиса участники совещания предложили перенять опыт США, Китая и Норвегии по защите собственных компаний. Особенно актуальным это представляется на фоне вступления России в ВТО. Кроме того, было предложено создать публичный реестр российских нефтесервисных предприятий, что позволит сделать этот рынок более цивилизованным и прозрачным, а правила игры на нем – понятными для всех участников.
Последнее, по мнению ряда экспертов, особенно актуально, поскольку именно правила игры и, в частности, правила ценообразования вызывают наибольшее число претензий и нареканий у участников нефтесервисного рынка. Сейчас очень сложно понять, как и из чего формируются цены на услуги нефтесервиса, заложена ли в них инвестиционная составляющая, столь необходимая для развития отрасли. Причем нужно учитывать не только обновление оборудования, но и затраты на повышение квалификации персонала.
Именно об этом накануне совещания говорила губернатор Югры Наталья Комарова. По ее мнению, предприятия нефтесервиса зачастую обеспечиваются ресурсами для собственного развития по остаточному принципу. «Это не только оказывает негативное влияние на уровень добычи нефти, но и на социальное самочувствие людей. Заработная плата на крупных и средних предприятиях нефтесервиса… ниже среднеокружного показателя по крупным и средним организациям», – подчеркнула она. Наталья Комарова предложила создать ассоциацию нефтесервисных предприятий региона, чтобы упростить ведение диалога с более чем 300 участниками рынка, большинство из которых относятся к малому и среднему бизнесу.
Между тем проблемы ценообразования и инвестиций в развитие беспокоят не только малые и средние предприятия. Они актуальны и для самых крупных игроков рынка. Так, группа компаний «Интегра» в комментариях к финансовому отчету за 2012 год указывает, что «на рентабельность 2012 года в целом негативно повлияла слабая ценовая конъюнктура, недостаточная для компенсации роста производственных расходов. Также в первом полугодии 2012 года отражены дополнительные расходы и недополученная прибыль в размере 22,0 млн долл. США, связанные с авариями на сложных долгосрочных проектах в области бурения и капитального ремонта скважин».
Низкие расценки как причину проблем называет и руководство «РУ-Энерджи Групп». Сегодня нефтесервисные предприятия холдинга на Ямале находятся в затруднительном положении. По словам топ-менеджеров компании, к такому состоянию привели именно низкие цены на нефтесервис и устаревшее изношенное оборудование, не позволяющее выполнять работы качественно и в срок. Однако еще год назад президент «РУ-Энерджи Групп» Азад Бабаев рассказывал в интервью газете «РБК daily», какие перспективные активы ему удалось приобрести у «Газпром нефти». Речь шла как раз о ямальских нефтесервисах. Тогда г-н Бабаев ни словом не обмолвился об изношенности оборудования, а напротив, подчеркивал, что ему хорошо известны производственные возможности вновь приобретенных компаний, поскольку он сам (!) поставлял им оборудование. Более того, «в нагрузку» к новой собственности «РУ-Энерджи Групп» получила от «Газпром нефти» трехгодичный объем заказов и высококвалифицированный персонал, занятый на предприятиях.
Настоящая причина кризиса «РУ-Энерджи Групп» на Ямале, по мнению экспертов, кроется в другом. Все нефтесервисные предприятия были приобретены холдингом на заемные средства. Причем объем кредитных обязательств, по некоторым оценкам, превышал комфортный для компании уровень более чем в полтора раза. В этих условиях режим жесткой экономии и отсутствие у менеджмента достаточного опыта работы в нефтянке вызвали отток персонала и, как следствие, долги перед подрядчиками и конфликты с заказчиками. Сегодня эта история уже получила широкий резонанс в СМИ.
По мнению участников совещания, создание публичного реестра сервисных компаний поможет избежать подобных инцидентов, так как в нем будет содержаться исчерпывающая информация о состоянии участников рынка, их материальных, технических и кадровых ресурсах. Те же компании, которые по каким-либо причинам не предоставят данные для реестра, будут априори вызывать подозрение и недоверие заказчиков как закрытые и непрозрачные.

Архив новостей

<< < Июнь 2013 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30