Радикального повышения цен на горючее не ожидается
- 08-06-2013
По мнению заместителя руководителя ФАС Анатолия Голомолзина, ситуация с ценами на автомобильное топливо до конца года скорее всего останется стабильной. Они даже отстают от темпов инфляции: 1,5% против 3,5%. Дефицита горючего в стране также не ожидается, несмотря на предсказания экспертов в конце прошлого года. Совместный приказ ФАС и минэнерго обязал нефтяные компании поставлять на внутренний рынок не менее 10% от экспортного объема бензина и ДТ, причем регулярно, со строгой разбивкой по месяцам. И летом рынок "залило": нефтеперерабатывающие предприятия в июне поставили 294 тыс. тонн АИ-92, в июле - 360 тыс. тонн. Так что в август вошли с хорошим запасом, поэтому и не произошло радикального роста цен.
А вот первый заместитель генерального директора Института проблем естественных монополий Булат Нигматулин считает цены на горючее в России запредельно высокими. Причем - по вине переработчиков. По его словам, рентабельность НПЗ в США составляет примерно 10%, а в России - 30. "Если мы не умерим аппетиты нефтяных компаний, - говорит Булат Нигматулин, - у нас не будет экономического роста. Доказано, что если совокупные затраты на топливно-энергетические ресурсы предприятия достигают 10% от дохода, наступает спад. В стране уже началась рецессия, и спад не за горами. Недаром самый высокий рост ВВП наблюдается в странах, где дешевые энергоресурсы". Эксперт считает, что цены на АИ-92 и ДТ должны быть снижены до 19 руб. за литр, на электричество - на 30-40%, что подстегнет экономику.
Однако, по мнению заведующего лабораторией прогнозирования ТЭК Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Валерия Семикашева, низкие цены на горючее могут позволить себе только те страны, где велика добыча на душу населения. Чтобы в России цены на бензин были как в Венесуэле (1 руб. за литр в пересчете на нашу валюту) или хотя бы как в Ливии (3,5 руб.), надо добывать 1,5 млрд тонн нефти в год. Что, разумеется, нереально, особенно учитывая, что в России всего разведанных запасов в районе 14 млрд тонн.
Как сообщил Анатолий Голомолзин, предложенное радикальное снижение цен на автомобильное топливо невозможно еще и потому, что около 60% его стоимости занимают различные налоги, которые перечисляются не в карман нефтяных компаний, а в федеральный бюджет. Соответственно, уменьшение стоимости топлива автоматически урежет доходную часть казны, передает Российская газета.