НК "Альянс" хочет расширить сеть АЗС на Камчатке и в Китае
- 08-19-2013
В числе регионов, куда собирается расширяться «Альянс», — Камчатка, Забайкальский край и Магадан. И если в Магадане компанию интересует возможность оптовых поставок бензина, дизеля и авиакеросина, то в Забайкалье и на Камчатке она хотела бы приобрести либо построить сеть АЗС.
По сообщению источника на нефтяном рынке, знакомого с планами компании, «Альянс» ведет переговоры о покупке независимого участника местного рынка — компании «Камчатнефтепродукт». Он добавляет, что «Альянс» уже второй раз выходит на контакт с собственниками актива, но первый раунд переговоров не увенчался успехом. По его информации, компания пока не подавала в ФАС заявку на приобретение актива.
Генеральный директор «Камчатнефтепродукта» Павел Репетун отказался комментировать переговоры о продаже актива, пояснив, что их ведут его владельцы. По его словам, «Камчатнефтепродукту» принадлежит нефтебаза объемом 49 тыс. т, причал, танкер на 7,5 тыс. т груза и 18 АЗС.
97% нефтепродуктов компания приобретает у «Роснефти», еще около 3% — у НК «Альянс».
Один из участников рынка торговли нефтепродуктами Камчатки пояснил «Известиям», что владельцы «Камчатнефтепродукта» уже несколько лет ведут переговоры о продаже бизнеса то с «Роснефтью», то с «Альянсом», но никто из них не хочет покупать дорого компанию, которая плохо генерирует прибыль, а ниже рынка ее собственники расстаться с активом не готовы. По его словам, «Роснефть» несколько лет назад пыталась построить свою сеть АЗС в регионе, но не получила участков под строительство, в результате осталась на рынке лишь в качестве оптового поставщика нефтепродуктов, отказавшись от планов в рознице. В пресс-службе «Роснефти» это не комментируют.
ОАО «Камчатнефтепродукт» принадлежит нескольким частным акционерам. Среди них Игорь Тарасюк (10,6% акций), Любовь Кон (19,1%) и Александр Швец (44,25%). Александру Швецу, по данным СПАРК, также принадлежит авиакомпания «Солнечный ветер». Выручка «Камчатнефтепродукта» за шесть месяцев 2013 года составила 2,75 млрд рублей, чистая прибыль — 43,8 млн рублей (за тот же период 2012 года — 2,84 млрд и 128,7 млн соответственно), говорится в отчете по РСБУ за II квартал 2013 года. Аналитик компании «Альпари» Анна Кокорева оценила рыночную стоимость активов «Камчатнефтепродукта» в $30–35 млн.
Соперничество с «Роснефтью» у НК «Альянс» может возникнуть не только из-за актива на Камчатке, но и на пути экспансии в Китай. Компания Игоря Сечина еще в 2006 году анонсировала свое желание построить 300 АЗС в КНР, но переговоры продолжаются по сей день. По словам источника, знакомого с планами «Роснефти», компания намерена выйти на розничный рынок бензинов КНР совместно с китайскими партнерами (CNPC), вероятно, после ввода в строй Тяньцзиньского НПЗ.
«Альянс» же лишь изучает возможности рынка Поднебесной: предметные переговоры пока не стартовали, так как она в процессе анализа налогового законодательства двух стран. По сообщению Андрея Румянцева, Китай, а также Монголия расцениваются «Альянсом» как перспективные направления железнодорожных и речных поставок. Кроме того, компания заинтересовалась и вариантом создания собственной сети АЗС в районе приграничного поселка Фуюань (он располагается через реку от Хабаровска), который быстро растет. Однако этот вариант пока в начальной стадии проработки.
Сергей Санакоев, ответственный секретарь Российско-китайской палаты по содействию торговле машинотехнической и инновационной продукцией, оценил «китайские» планы «Альянса» как слишком оптимистичные. По его мнению, китайский рынок розничной торговли бензином весьма специфический и не содержит стандартных бизнес-решений. Кроме того, он строго регулируется государством. То есть там нельзя так свободно поднимать цены на топливо, как на российском рынке. Эксперт поясняет, что преимущество китайского рынка АЗС только в его объеме, но этот рынок достаточно насыщен местными компаниями, в основном его контролируют CNPC и SINOPEC, входящие в топ-10 мировых нефтяных мейджеров.
— Если бы одна из них захотела видеть в партнерах российскую нефтяную компанию, то выбрала бы «Роснефть». И если «Роснефть» не нашла пока с ними общего языка, то вряд ли кто-то другой сможет в ближайшее время на этот рынок войти, — прогнозирует Сергей Санакоев.